Время новостей
     N°210, 15 ноября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.11.2006
Антиформалистический раек
Названы лауреаты Первой архитектурной премии имени Якова Чернихова
Непонятно почему, но во время пресс-конференции по итогам новой международной премии для молодых архитекторов имени великого экспериментатора -- визионера русского архитектурного авангарда Якова Чернихова, у меня в руках оказалась только что вышедшая в серии «ЖЗЛ» книга Кшиштофа Мейера о Шостаковиче. И вот сидел я и параллельно обрабатывал в голове два информационных потока: о премии и о Дмитрии Дмитриевиче. Звучали мудрые слова организаторов премии: президента Фонда имени Якова Чернихова, внука Якова Андрея Чернихова, вице-президента фонда, болгарского архитектора и теоретика Георгия Станишева, председателя жюри конкурса архитектора Элиа Зенгелиса. И воодушевляли меня названные принципиальными для критериев премиальных оценок идеи о социальной позиции архитектора, о смене вектора с формообразования к проектированию гуманитарной жизненной среды. Говоря о тенденциях, явленных в присланных на соискание премии работах молодых (возрастной ценз -- 44 года), Андрей Чернихов виртуозную работу с формой посчитал нарциссической зависимостью от установки на имидж «звезды». С помощью компьютерных технологий в формообразовании сейчас все изощряются как хотят. Но страшно далеки они от человека, его потребностей, алгоритма его нормальной жизни в городе. Эти выводы были мне особенно интересны потому, что парадоксальный «антиархитектурный» пафос стал, по моему мнению, определяющим на главной выставке завершающейся на днях Венецианской архитектурной биеннале (см. Номер 167 за 14 сентября ). Тема ответственности архитектуры перед социумом, перед нуждами «маленького человека» признана сегодня главной. Отрадно.

Лауреатами премии имени Якова Чернихова стало итальянское архитектурное бюро Dogma. Тридцатилетние архитекторы Пьер Витторио Аурели и Мартино Таттара получили 50 тыс. евро и номерную факсимильную работу Якова Чернихова из его громадного цикла «Архитектурные фантазии». Молодые лауреаты на своем жизненном пути очевидно предпочитают левые повороты. В самом вызывающе-фонтриеровском слове «догма» содержится антибуржуазный пафос. Студия Dogma создана три года назад, и ее творческое кредо -- бесстильная, бесшумная и анонимная форма. Форма без формы. Господа Аурели и Таттара считают, что бывшая некогда радикальной авангардная установка на совершенное формотворчество сегодня выродилась. Тотальным формотворчеством увлечен сегодня как раз сытый консюмеристский мир, равнодушный к простому человеку. Исследующие процессы урбанизации в Албании и Южной Корее «догматики» считают, что гегемонии формы надо противопоставить смирение коммунального пространства. Модель этого пространства «догматики» показали, например, в рамках итальянского павильона нынешней Венецианской биеннале. Это мемориал в придуманном многими молодыми архитекторами-итальянцами новом идеальном городе Вема. Что видим? Элементарные клетки для жилья: пространство, ограниченное и соединенное стенами. Никакой деталировки -- атомарно-молекулярные конструкции основанного на солидарности коммунального социума.

Во время презентации проектов победителей вызванные прекрасными мыслями о всеобщем безликом, бесшумном, анонимном благе слезы счастья наворачивались на глаза. И не успели они толком навернуться, как мозг вдруг атаковали язвительно-гримасничающие темы «дискурса Шостаковича». Ах, как некстати. Зря я все-таки имел неосторожность биографию Д.Д. на премиальных дебатах листать. Сразу вспомнил слышанный недавно в исполнении музыкантов под руководством Алексея Гориболя глумливый шостаковический «Антиформалистический раек». Там тоже собрание выведено, но не архитекторов, а композиторов, которые против формализма и буржуазных излишеств за счастье простого советского человека силами простой советской музыки боролись. В то время когда Дмитрий Дмитриевич Шостакович антиформалистическую кампанию высмеивал, вменяемые интеллектуалы были, само собой, на его стороне. А теперь вот радикальным жестом, за который дают немалые премии в очень даже конвертируемых у.е., отказываются во имя социальной ответственности начать новую антиформалистическую кампанию.

Новая премия Чернихова называется «Вызов времени». Учитывая специфическое понимание авангарда лауреатами, полагаю, что этот вызов весьма бы одобрил теоретик авангардных коннотаций соцреализма Борис Гройс.

Сергей ХАЧАТУРОВ