Время новостей
     N°211, 16 ноября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.11.2001
Ричард Райт: России надо сделать четкий и ясный выбор
Нынешний год стал успешным для отношений между Россией и ЕС. Швеция, возглавлявшая Евросоюз в первом полугодии, объявила российское направление приоритетом своего председательства и добилась резкой активизации контактов с Москвой. А октябрьский саммит в Брюсселе прошел под знаком трагедии в Америке, после которой в отношениях Запада и России произошел настоящий прорыв. Прорыв, правда, прежде всего политический, в экономике прогресс пока умеренный. О том, что препятствует развитию экономического сотрудничества Москвы и ЕС, с главой представительства Еврокомиссии в России Ричардом РАЙТОМ специально для «Энергии Европы» беседует Виктор ЛЕВИН.

-- Положительный баланс России в торговле со странами ЕС в прошлом году вплотную подошел к 25 млрд евро. Основа этого -- поставки газа. Между тем наши газовики весьма нервно реагируют на требования ЕС ратифицировать европейскую Энергохартию, которую считают для себя крайне невыгодной. Не устраивает их и директива по либерализации газового рынка, которая предусматривает отказ от долгосрочных контрактов. Возможен ли спад в этой сфере нашего сотрудничества?

-- В самой Европе газа крайне мало, добыча составляет всего 1%. Поэтому российский экспорт газа очень важен для ЕС, это около 20% всех поставок, а в некоторых странах-членах даже больше. Сейчас мы изучаем, какие условия нужны для того, чтобы европейские инвесторы были больше заинтересованы в России как партнере. В частности в том, чтобы вкладывать деньги как в добычу, так и в трубопроводы и поставки. А поскольку через 20 лет потребность ЕС в газе существенно возрастет, для нас важно понять, каков потенциал вашей страны в будущем. России очень нужны западные инвестиции в энергетический сектор. По оценкам российских экспертов, к 2020 году для реализации энергетической политики стране потребуются инвестиции в сумме 700 млрд евро. Это фантастическая цифра, в два раза превышающая весь ваш валовый национальный продукт. Европейские инвесторы пойдут в Россию только тогда, когда будут уверены в правопорядке, в законодательстве. И после ратификации Энергетической хартии, а Россия уже подписала этот документ, мы могли бы дать гарантии инвесторам, что к ним не будет применяться дискриминационный режим, будут обеспечены безопасность их инвестиций и равный доступ к трубопроводам. Сейчас мы находимся в процессе создания единого рынка газа в ЕС. Его основополагающий принцип: отсутствие каких-либо препятствий на границах при продаже газа внутри Европейского Союза. Это относится не только к российским поставщикам, но и ко всем нашим партнерам. Российские поставщики, с которыми мы работаем уже много лет, -- это «Газпром» и другие -- показали себя надежными партнерами, и мы, безусловно, это очень ценим.

-- Российские газовики получают за газ на границе с Германией по 132 долл. за тысячу кубометров, а западноевропейскому потребителю он обходится в 230--240 долларов. Может быть, для защиты потребителя следует умерить аппетиты продавцов газа населению? Не считаете ли вы, что это больше отвечало бы представлению о ЕС как сообществе потребителей?

-- Европейские газовые компании несут дальнейшие расходы по распределению, по поставкам. Они платят налоги, и безусловно, все это закладывается в конечную цену, которую платит потребитель. К сожалению, в Европейском Союзе нет унифицированных налогов в области энергетики, и поэтому в разных странах все происходит по-разному.

-- Развитие отношений с ЕС беспокоит не только газовиков. Представители легкой промышленности говорят о дискриминации, недовольны металлурги...

-- В области сталелитейной и текстильной промышленности в соответствии с заключенным в 1994 году Соглашением о партнерстве и сотрудничестве существуют количественные ограничения. Срок действия соглашения по стали заканчивается в этом году, и обе стороны работают над новым документом. В других сферах нас часто критикуют за то, что мы применяем к России антидемпинговые процедуры. В реальности такие процедуры применяются в отношении не более 0,4% российского экспорта в ЕС. Эти процедуры соответствуют правилам Всемирной торговой организации. Самым спорным моментом является то, что ЕС не предоставляет автоматически российским предприятиям-экспортерам статус предприятия, работающего в условиях рыночной экономики. Каждое из них рассматривается отдельно, оно должно продемонстрировать и доказать, что работает в условиях рыночной экономики. И если оно с этой задачей справляется, то получает соответствующий статус, и антидемпинговые процедуры снимаются. Чтобы доказать, что предприятие работает в рыночных условиях, надо подтвердить, что энергию, например, закупают по реальной рыночной цене, что бухгалтерский учет и аудит на этих предприятиях осуществляется на уровне международных стандартов. Без таких исследований мы не можем определить, какова реальная внутренняя цена продукции этого предприятия. Хотел бы добавить, что российским предприятиям-экспортерам не позволительно демпинговать на европейском рынке, они не должны прибегать к дискриминации по отношению к другим поставщикам аналогичного товара на европейский рынок, пользуясь такими преимуществами, как обменный курс рубля по отношению к доллару.

-- На саммитах Россия--ЕС все чаще говорят о едином европейском экономическом пространстве с участием нашей страны. Вы считаете это реальным?

-- В контексте обсуждения концепции единого европейского экономического пространства естественно возникает вопрос о долгосрочных отношениях между ЕС и Россией. Мы понимаем, что некоторые граждане России хотели бы видеть свою страну членом ЕС или чтобы отношения были подобны тем, которые сложились у Евросоюза с его ближайшими соседями -- Норвегией, Швейцарией или даже Турцией. Слишком рано говорить о том, какой будет конечная форма наших отношений. Мне кажется, гораздо важнее реализовать практические эффективные шаги для большей интеграции или более тесного партнерства, вне зависимости от того, какова наша конечная цель. Если Россия заинтересована в большей интеграции, безусловно, понадобится более тесное сближение, а то и гармонизация законодательства Российской Федерации и Европейского Союза. Опять же вне зависимости от конечных целей. Россия декларирует политику, основанную на концепции многополярного мира. Так вот при выборе того направления внешней политики, на которое ваша страна намеревается направлять усилия, надо сделать четкий и ясный выбор. В ЕС есть очень серьезная политическая воля иметь тесные экономические отношения с демократической Россией, экономика которой основана на правах человека, на рыночных принципах, где есть верховенство закона, то есть все те основные ключевые ценности, на которых основывается партнерство. Это и станет основой наших отношений.

Беседовал Виктор ЛЕВИН