Время новостей
     N°205, 08 ноября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.11.2006
Национально-инженерная нагрузка
Власти Москвы недовольны уведомительным порядком регистрации мигрантов
Успешно блокировав административно-силовыми методами так называемый «Русский марш», который намеревались шумно провести в столице в День народного единства националистически настроенные группы, московские чиновники, похоже, решили преподать федеральным коллегам еще и урок регулирования миграционных потоков. Вчерашнее заседание городского правительства, где обсуждалась городская политика межнациональных отношений, стало трибуной для критики разработчиков миграционного законодательства, игнорирующих мнение мэрии Москвы. Воодушевленный Юрий Лужков даже позволил себе посетовать на то, что миграционная служба теперь не подчиняется в том числе и городским властям.

По мнению председателя комитета межрегиональных связей и национальной политики города Алексея Александрова, рост национальной напряженности в стране в целом и в Москве в частности обоснован отсутствием «четкой госполитики в национальном вопросе, концепция которой, принятая еще в 1996 году, безнадежно устарела». За последние несколько лет значительно поменялся состав мигрантов, что, по мнению столичных чиновников и депутатов, не могло не отразиться на настроениях коренного населения столицы. «Если раньше в Москву ехали на учебу и престижную работу, то теперь мигрант с единственным желанием заработать не стремится интегрироваться, а обособляется», -- попытался объяснить источники ксенофобских настроений у москвичей председатель комиссии по межнациональным и межконфессиональным отношениям Мосгордумы Игорь Елеференко.

Призывы же к властям немного сместить акценты с мигрантов на москвичей и заниматься воспитанием толерантности и разъяснением горожанам полезных сторон привлечения гастарбайтеров были единичными. Да и решались на них только приглашенные на заседание в мэрию эксперты, например директор Института этнологии и антропологии РАН, председатель комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести Валерий Тишков. «Посмотрите, кто, например, строит «Москва-Сити», -- заявил г-н Тишков. -- А зарабатывать в Москву приезжают, пусть и на избранные должности, депутаты».

Однако градоначальников, судя по всему, больше волнует возможность самостоятельного регулирования миграционных потоков в нужном для города направлении. «Раньше в субъектах были миграционные службы, которые имели двойное подчинение -- и региону, и федеральной власти, -- напомнил мэр Юрий Лужков. -- Потом была совершена ошибка -- регионы исключили из процессов регулирования миграцией, еще одна ошибка -- из регулирования этого вопроса полностью исключили милицию». Недовольство градоначальника вызывает, похоже, и либерализация миграционного законодательства, предусматривающего с 15 января 2007 года переход с разрешительного на уведомительный порядок регистрации приезжих. По подсчетам г-на Лужкова, мигранты, прибывая в столицу по три миллиона человек ежедневно, и так создают сверхнормативную 20-процентную нагрузку «на городские инженерные сети».

Столичные власти настаивают на том, чтобы основой миграционной политики оставались квоты на гастарбайтеров, причем устанавливать их, по мнению мэрии, должны регионы, знающие свои экономические потребности лучше федерального центра. Как пояснил «Времени новостей» глава комитета межрегиональных связей и национальной политики Алексей Александров, сегодня московские трудовые квоты для мигрантов из стран СНГ предусматривают в общей сложности порядка 200 тыс. рабочих мест. «Официально по ним проходят регистрацию 189 тыс. человек, -- сказал он. -- Но на самом деле поток въезжающих под другими предлогами на территорию нашей страны из стран Содружества огромен». И много их таких официально считающихся туристами граждан потом оказывается в столице уже совсем в другом качестве. К тому же, по словам г-на Александрова, при утверждении квот федеральное правительство не учитывает пожелания столицы, касающиеся национальности и профессиональных навыков мигрантов. «Например, по нашим наблюдениям, каменщики эффективные -- это армяне, в сфере ЖКХ лучше работают таджики и узбеки, -- пояснил он. -- Но правительство не расшифровывает квоты по этим критериям, и все заявки, которые мы собираем с работодателей, не учитываются».

Юлия ХОМЧЕНКО