Время новостей
     N°210, 15 ноября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.11.2001
Северный альянс идет на юг
Раббани уже готов возглавить весь Афганистан
Объединенный антиталибский фронт (ОАФ), как теперь предпочитает называть себя Северный альянс Афганистана, продолжает победное шествие по стране. Вчера поступали сообщения о том, что моджахеды, в основном представляющие этнические меньшинства, входят в центральные и южные, то есть преимущественно пуштунские районы. Руководство ОАФ утверждает, что от талибов освобождено от 70 до 80% афганской территории.

Силы Северного альянса контролируют провинции Бадахшан, Таманган, Бамиан, Балгур, Парван, Тахар, Гардез и Урузган (родину муллы Омара). Провинция Герат с ее одноименным административным центром прочно занята союзником ОАФ Исмаил Ханом («Львом Герата»). Талибы ведут оборонительные бои с «северянами» и «восставшим населением» в провинциях Лагман, Логар, Кунар, Нангархар, Фарах, Газни, Лашкаргар, Калод, Нугар и Кундуз. Вчера войска ОАФ пытались «оседлать» высокогорный перевал Тера в 50 км юго-восточнее Кабула. По нему проходит трасса, связывающая столицу с Джелалабадом, -- контроль над ней позволит перекрыть коммуникации талибов с Пакистаном и дружественными им южнопуштунскими племенами.

Заметно отличаются высказывания о Джелалабаде министра внутренних дел Северного альянса Юнуса Кануни и главы внешнеполитического ведомства Абдулло Абдулло. По словам Кануни, Джелалабад заняли «северяне». По мнению Абдулло, у ОАФ нет намерения направить в пуштунский город свои войска. По последним сообщениям, полевой командир-пуштун Маулави Халиса освободил центр города, ядром обороны которого был тысячный отряд из фанатично сражавшихся арабов, чеченцев и узбеков.

В Кандагаре, бывшей главной опорной базе движения «Талибан» на юге страны, «представителей бывших властей не видно». Об этом сообщил журналистам министр Абдулло, добавив, что в городе начались погромы. По разным сведениям, талибы либо ушли сами, либо были выбиты отрядами шиита-хазарейца Абдул Карима Халили, пытающегося навести в городе порядок и отыскать Усаму Бен Ладена, по слухам, скрывающегося в окружающих Кандагар горах.

В столице, по свидетельству японского информационного агентства «Киодо Цусин», не замечено беспорядков, грабежей и актов насилия. Международные наблюдатели считают это заслугой шеститысячного спецконтингента ОАФ, введенного в город для охраны правопорядка и нейтрализации прячущихся талибов. По словам министра обороны США Дональда Рамсфелда, в Кабуле находится небольшое число американских военнослужащих, в задачи которых входит консультирование руководства ОАФ и сбор информации. Англия направляет в столицу и Мазари-Шариф «стабилизационный контингент» в количестве 4,2 тыс. военных и авиацию поддержки.

Вчера же ОАФ пригласил все афганские группировки, кроме талибов, собраться в Кабуле для переговоров о будущем страны. При этом министр Абдулло отметил «необходимость присутствия в Афганистане ООН». Одновременно Совет Безопасности ООН принял двухлетний план формирования переходного правительства с участием всех основных этнических групп страны и создания миротворческих сил для безопасности новой администрации. Большинство миротворцев приедут из Турции (которая возобновляет деятельность своих диппредставительств в Кабуле и Мазари-Шарифе), Иордании и Малайзии. Это уже одобрил президент Пакистана Первез Мушарраф. В Нью-Йорке в совместном заявлении президенты Путин и Буш подчеркнули, что «Россия и США не собираются и не могут сформировать будущее правительство Афганистана, только сами афганцы определят свое будущее». Главы двух государств отвергли возможность участия талибов в будущих афганских органах государственной власти.

Лидер «северян» Бурхануддин Раббани заявил, что немедленно выезжает в Кабул и, более того, не возражает против прибытия туда экс-короля Захир-Шаха (влияние которого на пуштунских старейшин быстро растет), но только «в качестве частного лица». По сообщениям пакистанских СМИ, Северный альянс вновь подтвердил президентские полномочия Раббани. Похоже, что политическое урегулирование ситуации и установление властного баланса между пуштунскими вождями и лидерами Северного альянса будут не легче войны с талибами.

Алексей СЛОБОДИН