Время новостей
     N°204, 07 ноября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.11.2006
Игра по новым правилам
МГТС сообщила о первых результатах работы в условиях бесплатных входящих звонков
Московская городская телефонная сеть подвела предварительные итоги деятельности в соответствии с принципом CPP (Calling Party Pays -- платит вызывающая сторона), который законодательно введен в нашей стране с 1 июля нынешнего года. Руководство компании считает, что переход на новый режим работы прошел успешно. Но у абонентов оснований для такого вывода явно недостаточно.

Главное, что принес CPP для абонентов МГТС, -- необходимость платить за звонки на федеральные (в просторечье называемые «кривыми») номера сотовых сетей. Это, по словам генерального директора ОАО «МГТС» Алексея Гольцова, радикально изменило схему финансовых потоков. До 1 июля компания получала деньги от сотовых операторов за звонки с мобильных телефонов на городские, а теперь сама платит сотовикам за звонки горожан на мобильные сети. По утверждению Алексея Гольцова, платит исправно, без задержек и в полном соответствии с договорами. Не забывая при этом конечно же брать с нас по полтора рубля за каждую минуту разговора. Уместно напомнить в этой связи, что за звонки с городских телефонов на «прямые» мобильные номера мы не платим -- за такие вызовы расплачиваются сотовые абоненты. Пользователи МТС либо поминутно (так называемая «плата за переадресацию»), либо единоразово платят дополнительные 305 руб. в месяц. Пользователи «Билайна» платят 170 руб. в месяц. «Мегафон-Москва» от дополнительных поборов с обладателей «прямых» мобильных номеров пока воздерживается.

Девятый вал счетов

Средняя сумма счета абонента МГТС в августе составила 236 руб., из которых 200 руб. -- абонентская плата, а 36 руб. -- плата за звонки на федеральные мобильные. Многие москвичи до сих пор побаиваются звонить со своих домашних телефонов на мобильные. Есть и прямо противоположные примеры: один разговорчивый абонент заплатил в августе более 18 тыс. рублей.

Настоящее бедствие для МГТС -- огромное количество счетов и резко возросшее количество обращений в справочные службы по поводу этих счетов. За июль компания выставила 1,8 млн единых счетов (т.е. счетов, объединяющих абонентскую плату и поминутную стоимость исходящих звонков на «кривые» мобильные). В августе таких счетов стало уже 2,8 миллиона.

Телефон за неоплаченные счета без предупреждения не отключают, о задолженности предупредит автоинформатор (если, конечно, застанет вас дома). Кроме того, до декабря время на оплату счетов МГТС увеличено с двух до пяти недель. За неуплату услуг МГТС было временно отключено в августе 39 тыс. абонентов, в сентябре -- 45 тыс. Это означает, что никаких изменений тут не произошло: до введения правила «платит звонящий» этот показатель в мае составил 35 тыс. абонентов, в июне -- 42 тыс., в июле -- 49 тысяч.

Почему боялись звонить на мобильные

Москвичи постепенно привыкают к бесплатным входящим на мобильные и к тому, что за звонки с городских телефонов на федеральные сотовые теперь нужно платить. В июле количество звонков с городских телефонов на мобильные сократилось на 30%, в августе трафик восстановился до обычного (дореформенного) уровня, в сентябре вырос на 30% по сравнению с августом. Причина резкого сокращения звонков в июле в своего рода «антирекламной» кампании в прессе и на телевидении.

В июле тема платных звонков на мобильные телефоны активно освещалась всеми средствами массовой информации. Причем освещалась, мягко говоря, своеобразно: часто людей просто вводили в заблуждение. Злую шутку с потребителем сыграла некомпетентность телевизионщиков. После просмотра июльских репортажей о принципе «платит звонящий» у многих зрителей сложилось стойкое убеждение в том, будто за звонки с городских на мобильные отныне придется платить огромные деньги, которые будут взиматься чуть ли не с момента набора номера. Что конечно же совсем не так: полтора рубля за минуту -- вполне доступная цена, а счетчик в МГТС включается даже не с момента ответа абонента, а только через шесть секунд после начала разговора. Только в августе народ разобрался в том, что за длинные гудки при вызове мобильного номера платить не нужно, а к сентябрю осознал, что звонить на мобильный с городского в большинстве случаев дешевле.

"Не ожидали"

Присылаемые счета и телевизионные «страшилки» вызвали лавину обращений в справочные службы МГТС. Миллион обращений в июле, восемь миллионов (!) в августе и три миллиона в сентябре. В августе было бы намного больше восьми, если бы все желающие могли дозвониться до справочной. Число работников справочных служб было удвоено только в сентябре, когда обращений стало меньше.

На вопрос корреспондента "Времени новостей" "Разве вы не предполагали роста числа обращений в августе?" господин Гольцов честно ответил: "Как-то не ожидали". Т.е. всем позвонившим на сотовые в начале августа разослали счета, а затем всем горожанам прислали уведомление о необходимости выбрать один из трех новых тарифов. Причем в уведомлениях ничего толком не объяснили и конкретных сведений об этих тарифах не указали. И после всего этого «как-то не ожидали» вопросов от озадаченных москвичей.

Теперь запущен дополнительный многоканальный телефон 636-06-36, по которому можно получать справку, подать заявку на ремонт и подключить дополнительные услуги. Ближе к середине ноября (когда вопросов почти не останется) для разгрузки справочных служб появится автоматический интерактивный голосовой сервис, через который можно будет круглосуточно оставлять заявки на устранение неисправностей.

Из офиса -- за счет работодателя

Что касается необходимости выбора одного из трех новых тарифов МГТС, то обсуждение и утверждение расценок затянулось. Окончательное решение обещано на этой неделе. Возможно, уже с декабря мы станем платить за домашние телефоны по новым расценкам (о чем нас обязаны предупредить не позднее 20 ноября). Пока известно только, что тарифов будет три: со сравнительно низкой абонентской платой и поминутной тарификацией всех исходящих вызовов, с высокой абонентской платой без отдельной поминутной оплаты (то, что мы имеем сегодня) и комбинированный тариф. Точных цифр мы пока не знаем, однако на вопрос о прогнозе доли пользователей, которые предпочтут безлимитный тариф, мы услышали ответ г-на Гольцова: "Прогнозировать трудно, так как цифры будут зависеть от абонентской платы. Скажем, при «абонентке» в 350 руб. будет одно число пользователей, при 400 руб. -- другое". По всей видимости, следует ожидать абонентскую плату за безлимитную связь на уровне 375 рублей.

С появлением платы за звонки с городских телефонов на мобильные можно было ожидать роста количества таких звонков со служебных аппаратов -- за счет работодателя. Однако в МГТС явной тенденции резкого увеличения количества звонков на мобильные телефоны с офисных не отмечают. Возможно, потому что зарегистрировано немалое число обращений от организаций с просьбой отключить «восьмерку» на офисных линиях. Кстати, с января у абонентов МГТС должна появиться техническая возможность отдельно блокировать выход на межгород и на федеральные мобильные номера.

Сергей ПОТРЕСОВ