Время новостей
     N°210, 15 ноября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.11.2001
Воздушно-долларовая смесь
Правила торговли квотами на выбросы в атмосферу наконец определены
Последние международные переговоры о противодействии изменению климата завершились для России очень выгодно. Об этом сообщил вчера руководитель Росгидромета Александр Бедрицкий, возглавлявший делегацию России на VII Конференции сторон рамочной Конвенции ООН по изменению климата (РКИК) в столице Марокко. На этом форуме, завершившемся в конце прошлой недели, страны наконец-то договорились, как будет реализовываться так называемый Киотский протокол.

Этот документ, обязывающий государства сокращать выбросы парниковых газов в атмосферу, был принят еще в 1997 году. Большинство членов ООН в принципе согласились заботиться об атмосфере, однако все эти годы шли баталии насчет того, как именно, кому и в каких пределах ограничивать выбросы. В Марокко большинство противоречий удалось снять, и сегодня под протоколом стоят подписи 84 государств. Причем в числе поддержавших соглашения оказались практически все основные «загрязнители» -- из экономически развитых стран особую позицию занимают только США, отказавшиеся от участия в переговорах еще в 2000 году.

Россия всегда была активной сторонницей Киотского протокола. Во-первых, потому что составление «рейтинга» загрязняющих атмосферу государств проводилось еще в советское время, после чего наступил благоприятный для экологии период экономического спада, и никаких сверхзатрат для выполнения своих обязательств для нашей страны не потребуется. Первоначальные замеры производились в 1990 году, когда советская индустрия выпускала в атмосферу 800 млн тонн чистого углерода. По данным же МЭРТ, к контрольному сроку выполнения обязательств по протоколу -- 2008 году -- российские выбросы достигнут только 80% от уровня 1990-го. А во-вторых, России нравится, что Киотский протокол в принципе предусматривает возможность продажи «воздуха» -- то есть дает право передавать другим государством часть своей «нереализованной» квоты на выбросы.

Кроме того, при определении квот учитываются и географические особенности государства, например площадь лесов. Кстати, именно в Марокко делегации нашей страны удалось добиться, чтобы российские леса были признаны уникальным углеродопоглощающим фактором. По словам г-на Бедрицкого, изначально нашу квоту собирались увеличить за счет большой площади лесных массивов на 17 млн тонн выбросов. Но в ходе последних переговоров эта цифра увеличилась до 33 млн.

По условиям протокола, 90% от «сэкономленного» страна обязана оставить себе «на черный день». Но оставшуюся десятую часть (в натуральном выражении, если исходить из тех же прогнозов, это 16 млн «условных» тонн двуокиси углерода) Россия могла бы продать «на сторону».

Конечно, отказ подписать соглашение одним из основных потенциальных покупателей «воздуха» -- США -- несколько омрачает радость российских руководителей. Однако начальник Росгидромета считает, что сегодня важнее было принципиально договориться о механизмах реализации Киотского протокола, установить правила игры, которые потом будут распространяться на присоединяющихся к соглашению.

К тому же стоимость «воздуха» по мере приближения к 2008 года может увеличиться. По словам Александра Бедрицкого, сейчас неофициально речь идет о 20 долларах за тонну выбросов, однако пока сложно определить, сколько объявится покупателей, да и вообще какова будет конъюнктура через семь лет. Но в России надеются, что цены на рынке «послезавтрашнего воздуха» будут выше сегодняшних.

Ирина БЕЛАШЕВА