Время новостей
     N°197, 26 октября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.10.2006
Кино как повод
Публика идет в кинотеатр не только ради фильма
Московский кинотеатр «Киномир» отмечает десятилетие. Как убеждены его владельцы, с появлением этого кинотеатра, изначально называвшегося «Кодак-Киномир», в России началась новая эра кинопоказа. По нынешним меркам «Киномир» уже устарел: сейчас спрос на мультиплексы, а он однозальник. Однако именно «Киномир» стал первым в России коммерческим кинотеатром, где появились звук «долби», удобные кресла и поп-корн.

В честь славной годовщины руководители сети «Киномакс» устроили пресс-конференцию, на которой рассказали о том, как развивается строительство кинотеатров в стране и каким они видят свое место на этом рынке.

В середине девяностых компании ««Кодак»» и «Киномакс» приняли совместную программу строительства кинотеатров в России. «Кодак» отвечал за столицы, «Киномакс» -- за регионы. В рамках этой программы в 1996 году в Москве появился «Кодак-Киномир»; открытие первого регионального кинотеатра должно было произойти в 1998 году на Урале. Из-за памятного финансового кризиса оно случилось только в 1999-м.

Со временем «Кодак» вышел из альянса, «Киномакс» остался в одиночестве и, тем не менее, добился того, что сейчас является одной из крупнейших кинотеатральных сетей страны, покрывая пространство от Калининграда до Красноярска.

Как выяснилось на пресс-конференции, в отличие от компании «Каро» -- соседей по Пушкинской площади и по рынку, «Киномакс» не намерен заниматься ни дистрибьюцией, ни уж тем более производством: по мнению руководителей компании, кинотеатральный и дистрибьюторский бизнес не столько дополняют друг друга, сколько друг другу противоречат. В интересах дистрибьютора, то есть прокатчика, -- на выгодных условиях показать свой фильм. В интересах кинотеатров -- поставить фильмы, которые могут привести как можно больше зрителей в зал, а соответственно и в заведения общепита, расположенные под одной с ним крышей.

Только 60% своих доходов кинотеатр получает от продажи билетов (половина сборов всегда остаются у него), 40% -- от кафе и баров, 10% -- от рекламы и игровых автоматов. «Кино -- только повод заманить зрителя в бар кинотеатра», -- эту фразу, прозвучавшую на пресс-конференции, лишь отчасти можно счесть шуткой. По убеждению руководителей «Киномакса», «человек приходит в кинотеатр не для того, чтобы посмотреть фильм, а чтобы хорошо провести время». И это убеждение разделяют многие. Как заметил один продюсер, «люди ходят не на фильм, а в кино».

Кстати сказать, именно этим, по всей видимости, и объясняются относительно высокие сборы нового блокбастера «Меченосец». Авторитет произведшей его компании СТВ был столь высок, а информация о том, что именно на этот фильм компания возлагает особые надежды, столь активно обсуждалась в профессиональной среде, что другие прокатчики просто не решились выводить на рынок одновременно с «Меченосцем» конкурентоспособные фильмы, предпочитая попридержать их неделю-другую. В результате, несмотря на разгромную прессу и вялые отзывы со стороны «сарафанного радио», картине Филиппа Янковского, по предварительным данным, удалось собрать около 3 млн долл. за полторы недели проката.

Однако ни «Меченосец», ни какой-либо другой, даже гораздо более успешный фильм, не способен сейчас продержаться на экранах более двух-трех недель. Возник так называемый «вертикальный прокат», когда фильмы идут друг за другом валом, и каждый следующий вытесняет предыдущий. Производители и прокатчики видят в этом большую проблему и уповают на увеличение многозальников (тогда успешный фильм смог бы не исчезать с экранов вовсе, а переходить в другой, меньших размеров, зал). Владельцы кинотеатров никакой проблемы не видят и не собираются повышать темпы строительства кинотеатров. Тем более что сейчас количество кинотеатров растет на 30% в год, а количество зрителей -- только на 5--7%.

Согласно подсчетам, строительство кинозала эффективно в том случае, если население города составляет не менее 50 тыс. человек. Показатель, по которому активная часть населения ходит в кино два раза в год, считается высоким. Именно поэтому «Киномакс» намерен не завоевывать новые географические рубежи, а увеличивать свое присутствие в крупных городах. Впрочем, Москве и уж тем более Подмосковью, убеждены в «Киномаксе», перенасыщение залами еще долго не будет грозить. Хотя случаи, когда вновь построенные кинотеатры закрывались, в столице были.

О снижении цен на билеты речи пока не идет. Сейчас средняя цена билетов в кино по России -- 5,3 долл., а по Москве -- 8 долл. Появление в кинотеатрах цифровой проекции (а такие планы существуют) не понизит, а скорее повысит цены.

Как возможность привлечения дополнительных средств для развития, компания рассматривает выход на IPO -- Initial Public Offering, то есть размещение акций на международной бирже. Напомним, что пока на IPO не вышла ни одна российская кинокомпания, а из медийных это удалось только «СТС media». «Киномакс» предполагает выйти на IPO в 2010 году. Тогда же, согласно расчетам, число кинозалов в стране должно достигнуть 2 тыс. Но все это, естественно, произойдет лишь в том случае, если ближайшие четыре года не преподнесут никаких неприятных сюрпризов.

Лариса ЮСИПОВА
//  читайте тему  //  Кино