Время новостей
     N°196, 25 октября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.10.2006
Без подогрева цен
Московские власти собираются открывать социальные магазины в тепловых пунктах во дворах домов
Пытаясь решить проблему нехватки магазинов для социально незащищенных групп москвичей, столичный департамент потребительского рынка и услуг придумал очередной способ приблизить предложение к спросу. Чиновники предлагают переоборудовать стоящие в московских двориках так называемые тепловые пункты, уже отслужившие свой срок, в социальные магазины шаговой доступности. Во всяком случае такое неординарное предложение прозвучало вчера из уст руководителя департамента Владимира Малышкова на заседании столичного правительства, где обсуждались дополнительные меры развития сети предприятий потребительского рынка и услуг в центре города.

Как после заседания пояснил корреспонденту «Времени новостей» сам г-н Малышков, проект превращения тепловых пунктов в магазины появился от безысходности -- свободных муниципальных помещений в центре столицы, которые можно было бы отвести под организацию магазинов, практически не осталось. В то же время инвесторы сети социально гарантированных магазинов шагового доступа «Утконос» готовы вложить средства в реконструкцию этих небольших строений, занимаемых сейчас коммунальщиками. «Современное оборудование для тепловых сетей можно разместить на 30--40 квадратных метрах, -- утверждает Владимир Малышков. -- А под тепловые пункты отводились помещения в 120--180 квадратных метров. Эти площади можно использовать под магазины. Кроме того, можно надстроить второй этаж и сделать еще пункты бытового обслуживания». По его словам, это позволило бы как достичь поставленной правительством Москвы цели максимально приблизить магазины к потребителям в стесненных условиях центра города, так и реконструировать ветхие тепсети. Энергетики, по утверждению г-на Малышкова, со своей стороны проект одобрили, «мэр в курсе и не против», проект соответствующего постановления правительства города готов и сейчас находится в стадии согласования. «Препятствуют пока только экономисты, -- уточнил глава департамента потребительского рынка. -- Они предлагают эти помещения распределять по конкурсу. Но это не главное, важно, чтобы саму идею приняли».

Центр столицы столкнулся с нехваткой так называемых магазинов «шаговой доступности», куда можно по пути домой забежать за хлебом или молоком, после постперестроечного перепрофилирования большинства предприятий потребительского рынка и домов быта. В результате в Москве появилось 608 проблемных зон, где не соблюдаются нормативы по количеству магазинов, предприятий питания и бытового обслуживания. Столичная программа насыщения жилых кварталов точками, торгующими предметами первой необходимости, стартовала в 2003 году, и, по данным департамента потребительского рынка и услуг города, с тех пор до октября 2006-го в столице введено 1562 магазина шаговой доступности. Лидирует пока Центральный административный округ, где дефицит торговых площадей сократился на 71,4%.

Однако это, по словам Владимира Малышкова, только треть от московских потребностей. Кроме того, по его словам, цены в магазинах шаговой доступности остаются по-прежнему высокими и даже превышают средние московские показатели на 10%. «Несмотря на превышение городского показателя обеспеченности торговыми площадями, значительная часть населения -- 160 тыс. держателей карт москвича, из которых 7,5 тыс. человек инвалиды, не всегда имеют возможность приобрести повседневные товары и услуги рядом с домом», -- посетовал префект Центрального административного округа Сергей Байдаков. По его словам, такая ситуация сложилась из-за высоких арендных ставок на муниципальные нежилые помещения, предоставляемые под места торговли. Да и собственных помещений у Москвы не много -- лишь около 40% торговых площадей. Остальные принадлежат другим собственникам, и те вольны распоряжаться помещениями по своему усмотрению.

Директор одного из магазинов социально ориентированной торговли Олег Васильков пояснил, что торговым точкам хоть и предоставляются некоторые льготы, однако заработать на пенсионерах и льготниках удается немного. Рентабельность, по его словам, составляет 2--4%. Кроме того, г-н Васильков утверждает, что помещения, предоставляемые муниципалитетом, как правило, требуют полной перепланировки и капремонта, вложения арендатора повышают цену помещения в балансе города, соответственно растет и арендная плата. Поэтому частные предприниматели уже отказываются от участия в таких торгово-социальных программах. Доля же сетевых социально ориентированных магазинов шаговой доступности пока не превышает 20%.

«Город должен поддерживать неизбежное снижение нормы прибыли таких предприятий по сравнению с конкурентами, момент нужно отслеживать», -- подхватил жалобы предпринимателей мэр столицы Юрий Лужков. И рекомендовал всем департаментам «отработать уровни льгот, которые сохранят у бизнеса интерес к социальным программам».

Юлия ХОМЧЕНКО