Время новостей
     N°192, 19 октября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.10.2006
Космические аппетиты Буша
Вашингтон расширил зону своих интересов до размеров Вселенной
Президент США Джордж Буш подписал директиву «Национальная политика в области космоса», которая дает Америке право «лишать доступа в космос любую страну, враждебную интересам США». Об этом сообщила вчера газета «Вашингтон пост». Директива отвергает возможность заключения новых соглашений по контролю над вооружениями, которые могут ограничить деятельность США в космосе. «Соглашения или ограничения по контролю над вооружениями не должны нарушать право США осуществлять исследования, разработку, испытания, деятельность, а также иные действия в космосе в целях национальных интересов», -- говорится в директиве.

«США сохраняют за собой право, возможность и свободу действий в космосе. Свобода действий в космосе так же важна для США, как мощь в воздухе и мощь на море», -- отмечается в документе. Для защиты национальных интересов США будут «предпринимать действия, необходимые для защиты своего космического потенциала, отвечать на вмешательство, а также в случае необходимости лишать противников возможности использовать их космический потенциал, враждебный для национальных интересов США». В этой связи министру обороны США предписывается «создать потенциал, разрабатывать планы и их варианты для обеспечения свободы действий в космосе».

Представитель российской военной разведки, чья космическая группировка действует давно и успешно, дал некоторые пояснения "Времени новостей". «Стран, имеющих возможность запускать ракеты с космическими аппаратами, в мире не так и много, их стартовые площадки известны, -- сказал офицер ГРУ. -- Что же, Соединенные Штаты будут «срезать» стартующие чужие ракеты? Вряд ли. Заблокируют поставку комплектующих, от которых зависят пуски? Тоже маловероятно, поскольку это такая сфера, где предпочитают обходиться своим. Возможно, США применят жесткие экономические санкции, но и это уже проходили. Пример с российскими компаниями «Рособоронэкспорт» и «Сухой» показал, что американцы подрубили сук, на котором сидят».

Однако наш собеседник не исключил возможности воздействия на уже запущенные чужие космические аппараты. Основательность его опасений подтверждает недавний случай. 29 марта этого года российский космический аппарат «Экспресс АМ11» подвергся, как говорят специалисты, «внезапному внешнему воздействию». В результате произошла «мгновенная разгерметизация» и аппарат «потерял ориентацию». «Экспресс АМ11» был отведен на так называемую орбиту захоронения, где находится и сегодня. Что это было за «внезапное внешнее воздействие», узнать не у кого. Существуют весьма смелые предположения, что уже в ближайшей перспективе могут появиться спутники-«киллеры». Затраты на защиту от них мирных спутников окажутся невероятно высокими. Возможно, возникнет необходимость в спутниках-«охранниках». И тогда случится то, что предсказывали еще в СССР, -- произойдет перенос военных действий в космос.

Тот, кто окажется там первым, будет иметь «военные преференции». Оттого так и спешит администрация Буша, заранее отвергая любые международные соглашения в сфере контроля над вооружениями, которые могут ограничить американское присутствие в космосе. Вероятно, имеется в виду и ядерное вооружение. По мнению нашего собеседника из военной разведки, директива Буша открывает путь на геостационарные орбиты ядерным боеголовкам, которые будут держать под прицелом любую страну, как сказано в директиве, «враждебную американским интересам». В этом случае «Национальная политика в области космоса» предвещает начало совершенно новой эры, в которой несколько меркнут даже ядерные амбиции Северной Кореи и Ирана. По данным исследовательской службы конгресса США, в 2006 году государства мира потратят на военные космические программы около 22,7 млрд долл. Самый крупный бюджет на эти цели у США -- 21,4 млрд долл. За ними идут Франция (591 млн долл.), Великобритания (263 млн долл.) и Россия (197 млн долл.). Некоторые государства закладывают в гражданские бюджеты расходы и на военные, и на мирные космические разработки. К таким странам относятся Китай, Индия, Южная Корея, Бразилия, Япония. Впрочем, граница между мирными и военными программами всегда размыта. Например, Пентагон использует для сбора информации гражданские метеорологические спутники. По данным Национального управления США по аэронавтике и использованию космоса, в 2005 году страны мира вывели на околоземные орбиты 76 новых спутников. Из 13 спутников, официально объявленных военными, семь принадлежат России и шесть -- США.

«Вашингтон пост» рассматривает директиву Буша как попытку впервые за десять лет пересмотреть политику в области использования космического пространства. По словам пресс-секретаря совета национальной безопасности США Фредерика Джонса, подобное обновление «отражает тот факт, что космос становится все более важной составляющей экономической, национальной и внутренней безопасности США». Военные стали более зависимы от спутниковой связи и навигации, так же как бизнесмены -- от мобильных телефонов, дорожных навигаторов и банкоматов. Не назвавший своего имени представитель администрации Буша заверил, что новая директива не предусматривает разработку и размещение оружия на околоземной орбите. Однако эксперт из исследовательского центра имени Генри Стимпсона Майкл Крепон полагает, что «Национальная политика в области космоса» может вызвать в мире подозрения, что США хотят создать, испытать и развернуть космические вооружения. По его мнению, эти подозрения усиливает изложенный в директиве отказ Вашингтона от ведения любых формальных переговоров о контроле над вооружениями, которые могут ограничить США в космосе. По мнению директора вашингтонского Центра оборонной информации Терезы Хитченс, подписанный Бушем документ «открывает дверь к стратегии ведения войны в космосе».

Официальный представитель Белого Дома категорически не согласен с этими утверждениями. По мнению администрации, «новые соглашения о контроле над космическими вооружениями не нужны, поскольку в космосе нет оружия». «Вашингтон пост» утверждает, что конгресс США, а также ряд зарубежных стран, включая Россию, были ознакомлены с содержанием новой «Национальной политики в области космоса» еще 12 октября.

Менее чем за два месяца до выхода в свет директивы Буша американцы зондировали почву, предложив России подписать соглашение о защите информации в космической деятельности. И хотя работа по нему началась, нет никакой детализации или даже самой темы договора. По предположению собеседника «Времени новостей» в российском оборонном ведомстве, обращение к такого рода документу стало следствием опасений, что кто-то выведет в ближний космос ядерное оружие первым. Чтобы этого не случилось и в мире не появился новоявленный «ядерно-космический диктатор», нужна договоренность об обмене информацией и возможности взаимного контроля. Однако страстное желание США главенствовать в космосе не позволило дождаться результатов этой работы и породило космическую директиву.

Заместитель директора Института США и Канады РАН генерал-майор запаса Павел Золотарев сказал «Времени новостей», что подписание президентом США этой директивы отражает тенденцию, когда научно-технический прогресс подталкивает к принятию политических решений. «Американские программы, касающиеся разработки космического оружия, существуют давно, но в 90-е годы их реализация была заморожена. Теперь американцы опасаются, что когда такие вооружения будут созданы в других странах, они уже не смогут влиять на использование космоса, в том числе в военных целях», -- считает генерал.

По мнению собеседника «Времени новостей», стремление противодействовать в космосе «враждебным американским интересам государствам» укладывается в американские оборонные схемы: «Такую политику Соединенные Штаты провозгласили еще при создании новой стратегической «триады» в 2002 году, в которую вошли американские ракетные войска стратегического назначения. В решении о ее создании было записано, что в космосе не должно быть ничего, что может быть применено против Америки или мешало бы использовать космос в американских интересах». В определенной степени американские опасения оправданны, ведь космические спутники обеспечивают ныне деятельность информационных систем, без которых невозможно решение многих задач в различных сферах жизни. «Другое дело, что все это делается чисто по-американски, по формуле «есть Америка и ее национальные интересы». Если США сочтут, что вращающийся на орбите спутник ничем не угрожает США, то его не тронут. Если посчитают спутник для себя опасным, то найдут возможность его уничтожить. При современных технологиях сделать это не слишком сложно. В любом случае лишить доступа в космос нежелательную страну вполне возможно», -- считает Павел Золотарев.

Виктор ВОЛОДИН, Николай ПОРОСКОВ
//  читайте тему  //  Освоение космоса