Время новостей
     N°208, 13 ноября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.11.2001
Страшный сериал
На Нью-Йорк рухнул еще один пассажирский лайнер
Ощущение глобальной угрозы и уязвимости современной цивилизации перед лицом таинственного врага, бросившее Россию и Америку в объятия друг друга, получило вчера новый импульс. Драматические события в Нью-Йорке, развернувшиеся в день прилета Владимира Путина в США, напомнили американцам и всему миру, что предупреждения о возможном повторении трагедии 11 сентября -- это не пустые слова. Вчера утром самолет авиакомпании American Airlines упал при взлете из международного аэропорта имени Кеннеди на густонаселенный район Квинс. На борту лайнера Airbus A300 европейской постройки находились 246 пассажиров и 9 членов экипажа, направлявшихся в Сан-Доминго. Более половины пассажиров были гражданами Доминиканской Республики.

Потрясенные очевидцы видели взрыв и огненную вспышку в левой части самолета, после чего от него оторвался двигатель. Машина упала на землю практически отвесно, на месте падения сразу начался сильный пожар. У находившихся на борту шансов выжить не было. Окончательное число погибших не превысит трехсот человек -- хотя на земле разрушено около десятка домов, застройка в этом районе индивидуальная и малоэтажная.

Узнав о происшедшем, президент Буш отложил встречу с российскими журналистами и сосредоточился на изучении ситуации вокруг катастрофы. Мэр города Рудольф Джулиани призвал людей к спокойствию, но сам не смог скрыть горя и волнения -- лайнер рухнул на пригород, около сотни обитателей которого два месяца назад погибли под обломками башен Всемирного торгового центра. По жуткой иронии судьбы именно в этом районе живут многие нью-йоркские пожарные, самоотверженно бросившиеся на спасение людей из пылавших «близнецов». Хотя вчерашняя трагедия ужасна и сама по себе, главное, что волнует всех, -- была ли гибель авиалайнера продолжением цепочки кошмарных терактов, потрясших мир 11 сентября? ФБР полагает, что на борту был взрыв, однако эксперты не считают приоритетной версию о его умышленном характере, ссылаясь на то, что при взлете пилоты не сообщали о каких-либо неполадках или нештатных ситуациях.

Иными словами, на сегодняшний день нет доказательств того, что катастрофу устроили террористы, равно как нет и доказательств обратного. Конечно, первое, что приходит в голову, -- это причастность к трагедии международных террористических структур. Самолет упал в праздничный для Америки День ветеранов, ровно через два месяца и один день после разрушения камикадзе башен ВТЦ, примерно в 25 км от еще дымящихся руин. Как и 11 сентября, погибший самолет направлялся в дальний рейс, был заправлен большим количеством горючего и представлял собой огромную летающую бомбу. Приблизительно совпадает время катастроф -- около 9 часов утра по местному времени. К тому же в одном из последних телеобращений Бен Ладен пугал США новыми атаками, а таинственная катастрофа совпала с началом масштабного наступления Северного альянса, обернувшегося для талибов сокрушительными поражениями. Почему бы коварным террористам не обратиться к какому-нибудь неприметному, но сочувствующему делу «Аль-Каиды» механику с просьбой отпустить перед взлетом пару гаек или поменять подключение трубопроводов?

Возможно, однако, и более тривиальное объяснение. В последнее время американские авиаторы так увлеклись ужесточением мер антитеррористической безопасности, что в суете вполне могли упустить не менее важное для сохранения жизни людей техническое обслуживание самолетов. Нельзя сбрасывать со счетов версию об отрыве двигателя по причине технической неисправности, сколь бы невероятной она ни казалась на первый взгляд. Напомним, что в мае 1979 года именно такая история произошла в Чикаго при взлете трехдвигательного широкофюзеляжного лайнера DC-10 все той же American Airlines -- из-за отрыва левого двигателя самолет перевернулся в воздухе и упал, тогда погибло 273 человека. Нелишне вспомнить и о том, что загадочную гибель в 1996 году Boeing-747 компании Trans World Airlines, летевшего из Нью-Йорка в Париж с 230 пассажирами, многие поначалу пытались списать на арабских террористов. Расследование установило, что причиной стал взрыв от искры горючих паров в пустом центральном топливном баке. Производитель оторвавшегося вчера у А300 двигателя CS6-80C2 -- фирма General Electric уже предложила авиационным властям США помощь в расследовании аварии.

Самое печальное, однако, состоит в том, что в нынешней ситуации уже неважно, была ли вчерашняя катастрофа терактом или технической аварией. Америка, а вслед за ней и весь западный мир, в одночасье вернулись в состояние психологического шока. А это обрекает мировую экономику на дальнейший спад со всеми вытекающими социальными и политическими последствиями.

Александр ТИМОФЕЕВ