Время новостей
     N°207, 12 ноября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.11.2001
Президенты в кадре и за кадром
О тайной связи кино и власти
Экс-президент Рональд Рейган был актером, актера Джона Кьюсака, наполовину в шутку, наполовину всерьез, прочат на пост главы государства, экс-президент Билл Клинтон недавно подписал контракты на исполнение трех ролей в игровом кино. Интимная связь кинопромышленности и института власти в США ни для кого не секрет. На фоне киногеничных американских лидеров их советские и российские коллеги чаще всего выглядели бледными статистами в жизни и куда реже становились героями кино.

Речь, разумеется, не идет о самых крупных исторических фигурах. Ленин и Сталин представляли и представляют для кино не меньший интерес, чем, скажем, Томас Джефферсон («Джефферсон в Париже» Джеймса Айвори) или Джон Фицджералд Кеннеди (JFK Оливера Стоуна). Причем не только как участники исторических драм. Например, итальянский режиссер Дамиано Дамиани снял отличную мелодраму «Ленин: поезд» (1988) с любовным треугольником Ленин--Крупская--Арманд (Ленина сыграл оскаровский лауреат Бен Кингсли).

Начиная с Хрущева, советские руководители уходят за кадр. Даже в недавней картине о Карибском кризисе «13 дней» (2000 г., режиссер Роджер Доналдсон) Хрущев на экране не появляется. И лишь Боб Хоскинс в военной драме «Враг у ворот» (2001 г., режиссер Жан-Жак Анно) добился впечатляющего портретного сходства с будущим первым секретарем ЦК КПСС. Брежнев мелькнул в «Никсоне» (1995) Оливера Стоуна в исполнении несравненного Бориса Сичкина и с тех пор появлялся разве что в перестроечных комедиях. Черненко кинокарьеру сделать не успел по объективным причинам, а Андропов отметился в мире кино лишь своей фамилией, подаренной русскому космонавту из «Армагеддона» (1998 г., режиссер Майкл Бэй), небритый образ которого так возмутил депутата Митрофанова.

Приход Горбачева положил начало новой эре во взаимоотношениях советской власти и кино. Уже в 1988 году пародийный Горбачев появляется в «Голом пистолете» Дэвида Цукера в компании Арафата, Хомейни и полковника Каддафи. Разгоняя честную компанию, герой Лесли Нильсена стирает со лба Горбачева родимое пятно и победно восклицает: «Я так и знал!» Пресловутое пятно, кстати, еще не раз будет упоминаться в кинематографическом контексте. Героиня Николь Кидман в фильме Гаса Ван Сэнта «Умереть во имя» (1995) безапелляционно скажет, что Горбачев обязательно удержался бы у власти, если бы вовремя сделал пересадку кожи на голове. И наконец, в 1993 году состоялся исторический прорыв: экс-президент Горбачев снялся в самом настоящем игровом кино. В роли самого себя он появился в фильме Вима Вендерса «Так далеко, так близко» (этот сиквел «Неба над Берлином» представляет собой художественное осмысление последствий объединения Германии).

Увы, образ Ельцина оказался слишком мрачен для пародий (как показала провальная «Полицейская академия-7») и недостаточно динамичен для боевиков (в гонконгском фильме 1992 года «Черная кошка: покушение на президента Ельцина» лидер новой России опять-таки прячется за кадром). Вообще статичность, инертность -- характерная черта отечественных лидеров на экране. Снимая кино про американских президентов, как реальных, так и вымышленных, кинематографисты делают упор на их активность, подвижность, моложавость. При случае они легко могут вспомнить боевое прошлое и расстрелять враждебную летающую тарелку (как герой Билла Пуллмена в «Дне независимости», 1996 г.) или скрутить банду русских националистов (как герой Харрисона Форда в «Президентском самолете», 1997 г.).

С этой точки зрения ныне действующий президент России внушает определенные надежды. Интересно, что «офицер КГБ Путин» в кино уже был -- в боевике «Охота за Красным Октябрем» (1990) Джона Мактирнана. Наверное, совпадение. Но может быть, не такое уж и случайное.

Алексей МЕДВЕДЕВ