Время новостей
     N°189, 16 октября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.10.2006
Чужая роль
По качеству бизнес-среды Россия выглядит хуже соседей по СНГ
Россия уступает по ключевым аспектам развития предпринимательской среды не только другим странам Центральной и Восточной Европы, но и соседям по СНГ. Причем в последние годы ситуация ухудшилась. Такой вывод сделан в очередном исследовании Всемирного банка, которое было представлено в Москве в минувшую пятницу. «Тогда как многие страны региона (СНГ. -- Ред.) добились значительного прогресса за последние два года, позиции России по ключевым показателям ухудшились. Это идет вразрез с амбициями страны в отношении своей роли в «большой восьмерке», -- говорится в докладе ВБ.

В сфере получения лицензий и разрешений уровень взяточничества вырос, что говорит об ухудшении положения дел с развитием эффективных инструментов регулирования и механизмов обращения за помощью к закону в случае злоупотреблений в государственном секторе (по данным ВБ, за последние три года количество предприятий, сообщивших о неофициальных платежах пожарным и строительным инспекторам, увеличилось на 5%).

Самыми коррупциогенными, на взгляд экспертов банка, являются следующие формы взаимодействия бизнеса и власти: доступ к госзаказам, получение лицензий и разрешений на ведение бизнеса, отношения с пожарными и строительными инспекторами, а также разрешение налоговых споров.

По уровню независимости судебной системы Россия, как показывает анализ, проведенный экспертами ВБ, занимает 102-е место из 117 стран, по эффективности законов -- 95-е, а по давлению организованной преступности -- 101-е. Согласно другому исследованию банка, в целом по «легкости ведения бизнеса» Россия поставлена на 79-е место из 155 стран. Время, затрачиваемое на прохождение всех необходимых процедур для получения лицензии, составляет 528 дней. Предпринимателю необходимо пройти 22 инстанции. При этом получение лицензии в России обходится в пять с лишним раз дороже, чем в странах ОЭСР.

Как ни парадоксально, отмечается в докладе, российская система отличается чрезмерной детализацией, но одновременно и чрезмерными возможностями для интерпретации. Становится невозможным знать и соблюдать все требования: сами чиновники решают, какие правила применять и каким образом. Как отмечают западные эксперты, «несмотря на реформы, наблюдается снижение качества госрегулирования как в относительном, так и в абсолютном выражении».

В докладе признается, что уровень коррупции в России растет даже в тех случаях, когда содержание нормативных документов улучшается. Поэтому основное внимание, на взгляд ВБ, следует уделить созданию контроля за чиновниками на региональном и местном уровне. Предлагается сделать процесс пересмотра нормативных документов более прозрачным, активнее привлекая общественность и бизнес-сообщество. Кроме того, должны быть определены приоритеты в разработке стандартов госуслуг и административных регламентов.

Российские власти признают проблемы в госуправлении, взаимоотношениях власти и бизнеса, однако видят ситуацию в более выигрышном свете. Число лицензируемых видов деятельности в России с начала административной реформы сократилось со 123 до 70, а количество функций чиновников уменьшилось почти в два раза, с 5,6 до 3 тыс. Административная реформа дает результаты, правда, ее эффективность меньше, чем ожидалось, заявил в конце прошлой недели в Иркутске глава аппарата правительства Сергей Нарышкин. «Результаты административной реформы скромнее тех, на которые мы рассчитывали. И скорость не та. Однако мы даем себе отчет, что административная система достаточно консервативна. Административная реформа -- это надолго. Поэтому работать надо упорно», -- заявил правительственный чиновник.

Вера СИТНИНА