Время новостей
     N°188, 13 октября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.10.2006
Тела и дела
Год назад боевики атаковали Нальчик
С траурного митинга в центре Нальчика и минуты молчания начнутся сегодня в Кабардино-Балкарии (КБР) мероприятия, посвященные годовщине нападения на столицу республики. 13 октября 2005 года крупный отряд боевиков атаковал здания 15 основных силовых подразделений Нальчика -- райотделы милиции, республиканские УФСБ, МВД, ОМОН, управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, управление Федеральной службы исполнения наказаний и т.д. Бои в городе продолжались более суток. Согласно окончательным официальным данным, во время нападения погибли 35 сотрудников правоохранительных органов и 12 мирных жителей. Еще более 100 человек, в подавляющем большинстве также сотрудники спецслужб, были ранены. Потери со стороны боевиков составили 94 человека, 69 были захвачены живыми, более 20 находятся в федеральном розыске.

Что именно за минувший год расследования спецслужбам удалось выяснить о причинах и обстоятельствах этого нападения и какие выводы планирует сделать руководство страны, вероятнее всего, станет известно во время судебного процесса. Он, кстати, грозит стать самым масштабным по количеству участников судебным процессом в современной российской истории. Не так давно в Генпрокуратуре пришли к выводу, что разрозненные дела (сначала их разделили по числу объектов, подвергшихся нападению) следует объединить в одно производство. В результате на скамье подсудимых должно оказаться почти 70 человек.

Между тем вместе с оперативно-следственной группой управления Генпрокуратуры по Южному федеральному округу (ЮФО) независимое расследование кровавого ЧП пытаются вести родственники погибших и арестованных подозреваемых, а также правозащитники. В течение года они добиваются выдачи тел погибших на улицах Нальчика боевиков. По их утверждению, среди убитых, которых официально считают боевиками, могут находиться и гражданские лица. Кроме того, по словам родственников, семьи убитых «мятежников» подвергаются гонениям со стороны силовиков, а находящихся под следствием жестоко пытают.

В понедельник в Москве столичные правозащитники провели пресс-конференцию о ходе собственного независимого расследования событий в Нальчике. «Мы столкнулись с грубыми нарушениями. До сих пор не получены ответы ни на один вопрос!» -- считает руководитель общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев. По его словам, прежде всего родных погибших волнует тот факт, что по первоначальной информации убитых было 37. Впоследствии количество уничтоженных нападавших выросло до 94 человек. «Они их добивали! Мы видели на трупах следы пыток, на головах травмы как от удара прикладом!» -- сообщил присутствовавший на пресс-конференции Асен Макоев (во время боев в Нальчике погиб его сын). Он рассказал, что в течение двух дней (14--15 октября) тела лежали, разлагались на солнце на улицах города. «Они не разрешали подходить к ним, обмыть или обтереть. Это был как предмет устрашения. Дальше еще хуже, -- рассказывал очевидец тех событий. -- Убитых из морга свезли в вагон-рефрижератор на старом хоздворе ОМОНа в районе Искож, где голыми свалили в одну кучу. Пожилые матери, жены были вынуждены во время опознания ходить по трупам. Невозможно было кого-либо узнать. Приходилось самостоятельно переворачивать тела, чтобы посмотреть, твой ли это сын, муж. Многие падали в обморок. Но милиционеры только смеялись». По словам мужчины, до сих пор тела хранятся в этом вагоне.

Несколько месяцев родственники убитых в пикетах осаждали Дом правительства республики, здания республиканской прокуратуры и МВД. Были направлены несколько прошений президенту и главе парламента республики с просьбой выдать им для захоронения тела. После того как на все обращения родные получили отказ, запрос о признании запрета на выдачу тел несоответствующим Основному закону поступил и в Конституционный суд России. «Они не террористы! Этим словом их можно будет называть только после суда. Они никого не взрывали, не выдвигали никаких требований, многие из них даже не использовали оружие, не выходили в тот день в город», -- отметила Фатима Тенкаева, мать Расула Кудаева. Его -- одного из «русских талибов», арестованных в свое время американскими спецслужбами в Афганистане, бывшего заключенного тюрьмы Гуантанамо -- задержали по подозрению в причастности к нападению на Нальчик 23 октября.

Фатима Тенкаева считает, что виновны в происшедшем год назад прежние власти республики: «Это была провокация! Нашу молодежь преследовали на протяжении нескольких лет. Запрещали ходить в другие мечети, кроме главной, в Нальчике. Забирали в райотделы милиции, где называли ваххабитами и брили бороды, били. Это у них называлось профилактикой терроризма. Не давали им устраиваться на работу, кормить детей. Что они должны были сделать, как не с оружием отстаивать свое право на жизнь? Эти подростки не хотели убивать мирных людей». «Безусловно, в этом участвовали и представители вооруженного подполья, связанного с чеченскими боевиками, но в основном погибли молодые люди, которые, по всем признакам, впервые взяли в руки оружие», -- констатировал на пресс-конференции правозащитник Пономарев.

К выводам, что нападение на Нальчик было организованно местными силами, а не пришлыми боевиками, например из Чечни, в первые дни расследования пришли и следователи. В акции 13 октября 2005 года участвовали в основном жители республики -- молодые люди 16--27 лет. Бандиты хотя и были хорошо вооружены (у каждого помимо пистолета и автомата имелось несколько гранат и гранатомет), однако, по показаниям державших оборону оперативников, оружие применяли неумело.

Как рассказали на допросах задержанные, по плану организаторов (своими лидерами боевики назвали находящихся в розыске за нападение на Госнаркоконтроль в декабре 2004 года Анзора Астемирова и Илесса Горчханова) перед нападавшими была поставлена задача атаковать только здания силовых подразделений и захватить как можно больше оружия. При этом Астемиров якобы рассчитывал на то, что в случае успеха операции через день-два к его группе присоединятся другие жители КБР и начнется национальный мятеж. Организаторы сделали ставку на «молящуюся» молодежь, с которой вербовщики не только вели беседы о вере, но и помогали в быту -- устраивали в вузы, давали денег в долг и т.д. Когда поступил приказ организовать нападение, практически никто не отказался.

69 задержанным в рамках расследования этого дела предъявлено обвинение по девяти статьям УК РФ -- терроризм, убийство, вооруженный мятеж, посягательство на жизнь сотрудников милиции и др. В следственную группу вошло около 60 оперативников, следователей и экспертов практически всех ведомств -- МВД, ФСБ, прокуратур всех уровней. В начале расследования в управлении Генпрокуратуры по ЮФО пришли к мнению, что дело следует разбить на эпизоды -- по количеству объектов, подвергшихся нападению. 5 сентября Верховный суд КБР приступил к рассмотрению выделенного в отдельное производство дела восьми человек, обвиняемых в нападении на сотрудников ОМОНа. Однако уже во время предварительных слушаний обвинение решило, что дела все же следует вновь объединить. Так у следствия получилось 220 томов общего уголовного дела. Где именно суд намерен разместить всех участников процесса -- гособвинение, 69 подсудимых, их адвокатов, родственников, СМИ, -- непонятно. Передать объединенное дело в Верховный суд республики следствие планирует на следующей неделе.

Татьяна ГРИЦЕНКО
//  читайте тему  //  Суд на участниками нападения на Нальчик