Время новостей
     N°207, 12 ноября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.11.2001
Мирный атом на военном положении
Террористы-камикадзе опровергли теории спецслужб
В минувший уикенд Кремль всерьез занялся ядерной безопасностью. Вечером в субботу на доклад к президенту был вызван руководитель Минатома Александр Румянцев, который проинформировал Владимира Путина о мерах, предпринимаемых для защиты объектов российской ядерной отрасли от возможных террористических ударов. Информация источников газеты «Время новостей» свидетельствует о том, что президент дал Минатому добро на введение дополнительных жестких мер «физической защиты» как самих объектов, так и «ядерно опасных грузов» в ходе их транспортировки. По итогам доклада, кабинету будет предложено расширить имеющийся «перечень ядерно опасных объектов, подлежащих охране внутренними войсками (ВВ)» МВД. А сами подразделения ВВ, несущие ядерный караул, получат дополнительные права на применение оружия при «охране и обороне» вверенного им «мирного атома». В установленных законом так называемых защищенных зонах объектов Минатома по сути вводится военное положение.

Кремль трудно заподозрить в паникерстве: в последние дни волна ядерных фобий прокатилась буквально по всему миру. Как раз России сейчас несколько проще, поскольку она вынуждена действовать с постоянной оглядкой на террористическую угрозу еще со времен первой чеченской кампании. Прочие же члены мирового «ядерного клуба» после 11 сентября вынуждены предпринимать лихорадочные усилия, чтобы обезопасить себя от своего же собственного «мирного атома». В Японии корабли береговой охраны начали круглосуточное патрулирование морских акваторий, прилегающих к зонам безопасности АЭС. Экипажам кораблей впервые дано юридическое право в случае чрезвычайных ситуаций открывать огонь на поражение из бортового оружия. Правительство Великобритании объявило о введении запретных «бесполетных зон» над национальными ядерными объектами. Силам ПВО приказано сбивать самолеты и вертолеты, которые приблизятся к АЭС ближе чем на 3,2 км или попытаются снизиться до 600 метров. Комиссия по ядерному надзору США рекомендовала губернаторам штатов, на территории которых расположены ядерные объекты, привлекать к их охране подразделения национальной гвардии, а конгресс в срочном порядке одобрил законопроект, дающий возможность службам безопасности АЭС применять огнестрельное оружие и производить аресты подозрительных лиц. Однако даже столь беспрецедентные меры не гарантируют абсолютной неуязвимости «мирного атома». Созванная в экстренном порядке специальная сессия Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) была вынуждена констатировать, что теракты в США, несмотря на принятые после этого меры, «повысили вероятность ядерного терроризма».

Как заявляет директор МАГАТЭ по радиационной безопасности и безопасности отходов Абел Гонсалес, «после 11 сентября мы имеем дело с совершенно новым уравнением: террористы продемонстрировали свою готовность на самоубийство -- смертельная опасность обращения с высокорадиоактивными материалами больше не может считаться эффективным сдерживающим фактором». До сих пор спецслужбы, которым была поручена разработка комплекса мер противодействия ядерному терроризму, исходили из того, что элементарный инстинкт самосохранения делает абсолютно нереальным большинство сценариев атак на атомные объекты. Удары террористов-камикадзе по Нью-Йорку и Вашингтону в корне опровергли эти теории. По словам генерального директора МАГАТЭ Мохамеда Эль-Барадеи, «готовность террористов пожертвовать своими жизнями для достижения своих целей создает новое измерение в борьбе с ними». В этой ситуации Москва, вводя более жесткие правила обеспечения безопасности объектов Минатома, пожалуй, может не опасаться привычной критики в применении «негуманных видов оружия» (прежде эти упреки касались в первую очередь минирования подходов к нашим ядерным объектам) со стороны Запада.

Юрий ГОЛОТЮК