Время новостей
     N°180, 03 октября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.10.2006
«Современный», еще современнее
"Северная верфь" передала Китаю новый эсминец
В конце минувшей недели судостроительный завод «Северная верфь» передал Китайской Народной Республике эскадренный миноносец проекта 956ЭМ.

История этого корабля началась 2 января 2002 года, когда Китай разместил контракт на закупку двух таких эсминцев. Любопытно, что «Рособоронэкспорт», никогда не подтверждавший и не опровергавший сообщения о китайских сделках, в тот раз активно рассылал пресс-релизы. Ясно, что это было сделано после «отмашки» китайцев. Даже была названа стоимость контракта -- 1,4 млрд долларов.

Это был уже второй контракт такого рода. Первый, также на два эсминца проекта 956Э, был заключен еще в 1997 году. Его стоимость превышала 1 млрд долл. Эти два эсминца были построены «Северной верфью» и переданы Китаю в 1999--2000 годах. Видимо, китайцы были ими вполне удовлетворены, поскольку сделали еще один заказ. При его выполнении комплектующие разного уровня поставляли около 1800 российских предприятий.

Отличие сданного корабля, предшественником которого были корабли типа «Современный», в том, что он имеет усиленное ракетное вооружение: комплекс «Москит» выполнен по высотному профилю полета -- его дальность действия увеличена в два раза, до 240 км. Кроме того, у нового эсминца усиленная противовоздушная оборона -- вместо зенитного ракетного комплекса «Штиль» установлен «Штиль-1», который был отработан на фрегатах для Индии. Кроме систем вооружений модернизированы навигационное, радиолокационное оборудование и аппаратура управления главной силовой установкой.

За этот китайский контракт воевали Балтийский завод, который тогда еще принадлежал бизнесмену Александру Несису, и «Северная верфь». Если брать во внимание «надстройку» этих заводов, то война шла между группой ИСТ и «Новыми программами и концепциями» Бориса Кузыка. Решающим в выборе китайцев стало то обстоятельство, что такие эсминцы всегда строила «Северная верфь» -- одно из крупнейших судостроительных предприятий России. Первый корабль был сдан в декабре прошлого года.

Завершение крупной российско-китайской сделки в очередной раз повлекло за собой разговоры о спаде торговли оружием между двумя странами. «Если говорить о передачах оружия, то в 2004--2006 годах не просто не было никакого спада, а, наоборот, был всплеск, апогей, -- говорит заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. -- За это время КНР Россией были переданы 24 истребителя Су-30К2, восемь подводных лодок (вообще беспрецедентный случай), два эсминца, множество авиационных двигателей. А вот по контрактам действительно можно констатировать некую паузу -- новых боевых платформ и систем Китай пока не закупает».

Действительно, Китаю надо все поставленное Россией оружие, что называется, переварить. Надо обучить людей работать на современной технике. Те же эсминцы проекта 956 весьма непростые, особенно их котлотурбинная обстановка. У нас на флоте матросы-срочники не смогли их нормально эксплуатировать. Сегодня Китай совершенно справедливо требует повышения технологического уровня поставляемой им продукции. Но и Россия, говорит Константин Макиенко, стала более внимательной к собственным интересам. В 1990-е годы у России просто не было широкого выбора партнеров -- весь оборонно-промышленный комплекс жил за счет Китая и Индии.

Сегодня, во-первых, растет государственный оборонный заказ. То же АО "Судостроительный завод "Северная верфь" (основные акционеры -- ЗАО "Объединенная промышленная корпорация" -- 72,23%, и государство -- 20,96%) получило крупные контракты на серийное строительство боевых надводных кораблей нового поколения для российского ВМФ. Это фрегаты проекта 22350, корветы проекта 20380, судно связи проекта 18280, разъездной катер проекта 21270. Общий объем заказов, выполняемых "Северной верфью", превышает 2 млрд долларов.

Во-вторых, появились новые масштабные покупатели русского оружия. Только в этом году были заключены две очень большие пакетные сделки -- с Алжиром на 7,5 млрд долл. и Венесуэлой на 3 млрд, не считая различных опционов. Россия уже не так зависима от китайских закупок. А значит, может посмотреть на то, как эти закупки повлияют на безопасность самой России.

=========================================================

Эсминец проекта 956 разработан Северным проектно-конструкторским бюро (Санкт-Петербург). Длина корабля -- 156,5 м, ширина -- 17,2 м, полное водоизмещение -- 8440 т, скорость полного хода -- 31--32 узла. На корабли устанавливаются зенитный комплекс "Штиль-1" с ракетами 3М317, специально разработанная модификация противокорабельных сверхзвуковых ракет "Москит-М" с увеличенной дальностью полета, ракетно-артиллерийские комплексы 3М87Э "Каштан".

Николай ПОРОСКОВ