Время новостей
     N°205, 06 ноября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.11.2001
Путь «Варяга» в греки
С советскими авианосцами еще придется повоевать
Греческим островам Андрос и Эвиа угрожает «атака» авианесущего крейсера «Варяг». В минувшее воскресенье во время шторма трехсотметровый исполин водоизмещением примерно 60 тыс. тонн оторвался от буксировавших его кораблей и отправился в свободное плавание по волнам Эгейского моря. Поскольку неуправляемый корабль в любой момент мог перевернуться, греческие спасатели эвакуировали вертолетом с его борта немногочисленную команду -- троих россиян, троих украинцев и одного филиппинца. Превратившийся в «летучий голландец» авианосец продолжает дрейф у греческих берегов: владельцы судна не оставляют попыток вновь взять его на буксир. Если они окажутся безуспешными, Греция может принять решение торпедировать «Варяг», представляющий угрозу судоходству в этом оживленном районе Средиземноморья. В этом случае владельцам авианосца гарантированы многомиллионные судебные иски за загрязнение вод Эгейского моря. Впрочем, выплаты могут оказаться еще более внушительными, если «Варяг» будет выброшен на греческий берег. Кроме того, расстрелять корабль в случае необходимости будет тоже не так-то просто: в свое время создатели «Варяга» утверждали, что их детище может вполне успешно «бороться за живучесть корабля» даже после применения против него тактического ядерного оружия.

Последний путь «Варяга» в греки был долог и тернист. Являвшийся гордостью кораблестроительной программы советского ВМФ авианосец был заложен на стапелях Черноморского судостроительного завода (г. Николаев, Украина) в 1985 году. Планировалось, что он войдет в боевой состав флота в первой половине 90-х. Однако из-за распада СССР финансирование его достройки было прекращено в 1992-м, после чего корабль, готовность которого на тот момент оценивалась специалистами в 70--80%, был признан собственностью Украины. Поиски Киевом покупателя на столь нерядовой товар затянулись: лишь в 1998 году у авианосца появился новый хозяин -- за 20 млн долларов корабль достался зарегистрированной в Макао фирме Agencia Turistika e Diversoes Chong Lot. Условиями контракта оговаривалось дальнейшее использование «Варяга» в качестве семипалубного плавучего развлекательного комплекса -- Agencia Turistika планировала оборудовать на нем роскошный отель с казино. Однако сначала авианосец надо было доставить к берегам Макао. А как раз это оказалось не так-то просто. Покинув родную николаевскую верфь еще в июне прошлого года, авианосец на год застрял у берегов Турции. Анкара категорически отказывалась давать свое согласие на проход корабля через Босфор и Дарданеллы. Турки опасались, что малейшая ошибка в ходе проводки этого исполинского корабля (длина «Варяга» 309 метров, ширина 72 метра) приведет к полной блокаде черноморских проливов, которые ежегодно используют для прохода примерно 50 тыс. судов под флагами всех стран мира. Проблему пришлось решать на самом высшем уровне: Анкара дала свое согласие лишь после визита главы МИД КНР Тан Цзюсаня, который передал премьер-министру Турции Бюленту Эджевиту личное послание его китайского коллеги с просьбой пропустить «Варяг» через проливы. И хотя турки в итоге согласились, ушел авианосец недалеко.

Кстати, Анкара не без причин опасалась «Варяга». Дело в том, что распродажа кораблей советского ВМФ уже не первый раз становится поводом для крупных международных скандалов. У берегов Норвегии до сих пор лежит крейсер «Мурманск», который был выброшен на скалы острова Серейя в декабре 1994 года. Корабль тоже оборвал швартовы во время шторма при буксировке в Индию, куда его продали на металлолом с Северного флота. Еще больше проблем возникло в ходе доставки покупателю в 1997 году вертолетоносца «Москва», выведенного из состава Черноморского флота. Как признавались потом члены команды буксира «Стахановец», который вел «Москву» к берегам Индии, во время проводки через Босфор вертолетоносец пять раз (!) вставал поперек пролива, после этого корабль несколько раз срывался с буксира, получил несколько пробоин и дошел до покупателя с трехмесячным опозданием. Причем, закончился последний поход «Москвы» так же бурно, как и начался: береговая охрана Индии была вынуждена открыть по его буксиру огонь за неподчинение российских моряков ее приказам.

Наконец, серьезные сомнения неоднократно возникали и по поводу будущего боевых кораблей, купленных на «большой распродаже» советского ВМФ. Киев был вынужден поверить на слово Agencia Turistika, заверившей его в том, что «Варяг» не будет «использоваться в военных целях». Однако само то, что за этот корабль ходатайствовал перед Анкарой сам китайский премьер, подтверждает предположения о том, что у Пекина имеются куда более серьезные виды на авианосец. Российском морякам уже приходилось сталкиваться с чем-то подобным: проданный в 1995 году из состава Тихоокеанского флота за 8,8 млн долларов авианесущий крейсер «Минск», который приобрела «для разделки на металлолом» южнокорейская фирма Jang Distribution, через несколько лет обнаружился под флагом КНР в соседствующей с Гонконгом китайской гавани Шэньжень. Причем в идеальной «боевой форме»! Как признавался бывший начальник главного штаба российского ВМФ адмирал Валентин Селиванов: «Я сам взрывал на нем волноводы, когда перед продажей на «Минске» демонтировали оружие. Китайцы все восстановили, отремонтировали, покрасили...»

Юрий ГОЛОТЮК