Время новостей
     N°205, 06 ноября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.11.2001
Отрадные проекты
Названы лауреаты фестиваля «Зодчество»
Вчера в Центральном Доме архитектора в рамках фестиваля «Зодчество» состоялась церемония вручения национальной премии «Хрустальный Дедал». К чести жюри из общей экспозиционной невнятицы были выбраны и премированы проекты действительно достойные. Получилось так, что сам фестиваль удручает, а итоги его радуют.

Главную тему фестиваля, «Социальная миссия архитектуры», как оказалось, можно трактовать по-разному. Организаторы посчитали, что достаточно сменить тематику проектов. Раньше выставлялись банки и офисы, а нынче должны лидировать проекты больниц и школ. Завоевавший первое место проект ООО АМ «Артэ+» жилого дома по ул. Хачатуряна в микрорайоне «Отрадное» доказал, что социальная миссия не в жанровых приоритетах, а в умении быть тактичным по отношению к сложившемуся архитектурному (а стало быть, и социальному) контексту.

До недавнего времени было вообще бессмысленно говорить об архитектуре бетонных резерваций на окраине. Ситуация изменилась. Расслоение социума отобразилось в строительном ландшафте. Некоторые горожане «рассекают» на "Мерседесах", двигаясь по направлению к «Золотым ключам» или «Олимпийской деревне». Кто-то смиренно ждет переполненного автобуса, чтобы доехать до своей убогой брежневской девятиэтажки. Жилые комплексы «для продвинутых» чаще всего обходятся с этим бедным крупноблочным и панельным контекстом по-хамски. Они его просто не замечают, подминают под себя. Профессор МАРХИ Юрий Волчок остроумно сравнил такие комплексы с «богатенькими Буратинками», задравшими кверху вострые носы среди всеобщей нищеты и убожества. Хорошенькая социальная миссия!

Архитекторы дома в Отрадном (В.П. Юдинцев, Б.А. Шабунин, С.Ю. Казначеева) предложили иной подход. Выбрав уже заданные сложившейся застройкой вертикальные и горизонтальные доминанты, они создали композицию, напоминающую игрушку-трансформер. С дальних точек выстраивается ритм вертикалей. Ближний ракурс задает непрерывную горизонталь, продолжающую силуэт типовых новостроек Отрадного. Башни нового дома раскалывают типичный для новых микрорайонов длинный жилой блок. Соединяются с ним системой ажурных ступенчатых переходов. Создается красивый визуальный эффект: пространство вибрирует, дышит. Дом по улице Хачатуряна не угнетает нуворишеским шиком спальные корпуса вокруг, но становится для них интересным и чутким собеседником. От общения с ним преображаются и эти бедолаги. У района появляется внятный архитектурный имидж.

Стиль дома в Отрадном можно определить как неомодернизм. Среди премированных проектов этот стиль бесспорно лидирует. Вполне понятно поэтому, что в списке лауреатов дважды фигурирует имя Андрея Бокова. Из всех моспроектовских зубров грацию хай-тековских конструкций он понимает лучше всего. Свидетельством тому стали построенный под руководством его команды Дворец спорта «Хоккей 2000» в Санкт-Петербурге (Серебряный диплом в номинации «Постройки») и спроектированный его мастерской проект крытого конькобежного центра в Крылатском в Москве (Золотой диплом и «Хрустальный Дедал»).

Хай-тековский минимализм жюри решило поощрить и в провинциальных, и в молодежных проектах. В большинстве случаев были выбраны действительно достойные. Например, напоминающий пространственный архитектон Малевича институт железнодорожного транспорта в Иркутске (архитектор А.Г. Борщенко) или прозрачная мембрана информационно-коммерческого комплекса в Перми (архитекторы В.С. Тарасенко, Е.А. Колчанов). Во многих городах работы русских коолхаасов или нувели спасают сложившуюся визуальную экологию.

Другой аспект темы «Социальная миссия» -- реставрация и охрана памятников. Награждение «Дедалом» и Золотым дипломом реставраторов собора Смоленской Одигитрии Новодевичьего монастыря в Москве (Г.А. Макарова, Н.С. Романова, В.Н. Мудрова) вызывает эмоции исключительно восторженные. По мнению авторитетного специалиста по древнерусской архитектуре Андрея Баталова, профессиональный уровень реставрации Новодевичьего монастыря является эталонным. Может служить примером тем горе-мастерам, что на свой лад повсеместно ремонтируют уникальные древние храмы по заказу местных властей.

Лучшим проектом реконструкции исторического памятника опять же справедливо назван комплекс «Михайловский сад -- Михайловский замок» (руководитель реставрации О.С. Романов). Уникальный проект предполагает воссоздание фортификационных сооружений, окруженных каналами. Эти каналы существовали только при Павле I. При Александре их благополучно засыпали как последние, попавшие даже в литературу (у Пушкина), улики дворцового переворота. «Хрустальный Дедал» был вручен и лучшей книге этого года -- «Градостроительство России середины XIX -- начала XX века» Е.И. Кириченко и М.В. Нащокиной.

Причин для расстройств в отношении лауреатов вроде бы нет. Но жюри не удержалось от реверанса в сторону московского градоначальства и наряду с домом в Отрадном наградило «Золотым Дедалом» дурацкий Андреевский мост в Нескучном саду, спроектированный Юрием Платоновым и главным архитектором Москвы Александром Кузьминым. Андреевский мост -- не только символ претенциозной пошлости, пародии на хороший модернизм, явленный в других проектах. Это еще и пример дурного отношения к городскому контексту вообще и к историческим памятникам в частности. Он возведен в буквальном смысле на костях украшавшего Москву прекрасного моста рубежа веков, который просто разломали и из отдельных фрагментов соорудили ныне существующего монстра.

P.S.: В статье «Миссия? Невыполнима» от 1 ноября 2001 года была допущена ошибка. Архитектор Андрей Чернихов был назван Александром (кстати, в полном согласии с официальным печатным органом фестиваля -- газетой «Автограф» за ноябрь сего года). Приносим мастеру свои извинения.

Сергей ХАЧАТУРОВ