Время новостей
     N°176, 27 сентября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.09.2006
Пластическая хирургия
Сбербанк одним из последних выходит на рынок кредитных карт
Сбербанк объявил о своем намерении выдавать населению кредитные карты (до сих пор он эмитирует лишь дебетовые карты). «Будем надеяться, что до конца года мы начнем выпуск кредитных карт», -- заявил вчера председатель правления Сбербанка Андрей Казьмин. Таким образом, самый крупный российский банк одним из последних среди крупных российских кредитных учреждений вышел на этот развивающийся рынок. Условия, которые будут предложены клиентам, пока неизвестны, однако банкиры полагают, что они будут консервативны, как и все остальные продукты банка. При этом участники рынка считают, что у Сбербанка есть шансы занять со временем лидирующие позиции в этом секторе.

В рамках пилотного проекта предполагается эмитировать 10 тыс. кредитных карт, которые будут выпущены для существующих клиентов банка. «Это могут быть карты Visa или MasterCard, а может быть, и обеих систем», -- сообщил директор управления банковских карт Сбербанка Андрей Соболев. Также он уточнил, что запуск пилотного проекта планируется осуществить первоначально в Москве и Московской области, а затем, возможно, он будет распространен и на территориальные банки Сбербанка, в частности на Северо-Западный банк.

По состоянию на 1 сентября Сбербанк эмитировал более 15,6 млн банковских карт. При этом, по данным Центробанка, объем эмиссии пластиковых карт, выпущенных всеми российскими банками, по итогам первого полугодия текущего года превысил 62,5 млн штук. «Сбербанк уже достаточно уверенно чувствует себя на рынке пластика с таким объемом эмиссии, -- считает начальник управления розничного маркетинга Русского банка развития Дмитрий Орлов. -- В первую очередь за счет «зарплатных» клиентов и широчайшей сети банкоматов и отделений».

Договоры на обслуживание операций по картам заключены Сбербанком с 22 тыс. предприятий торговли и сервиса. Банк обслуживает операции по картам в 3,7 тыс. населенных пунктов, расположенных во всех регионах России.

Пока неизвестно, какие условия по пластиковым кредитам предложит своим клиентам крупнейший российский банк. «Возможно, Сбербанк пойдет по простейшему пути и предложит те же наиболее удачные условия, которые представлены на рынке в настоящий момент, -- рассуждает г-н Орлов. -- С другой стороны, менее крупные банки, которые в этом сегменте работают достаточно давно, конечно, отреагируют усовершенствованием своих продуктов и предложением более высокого сервиса по сравнению со Сбербанком. Тем более что у них есть опыт и наработки».

В среднем по рынку процентные ставки по кредитным картам составляют 20--23% в рублях и 18--20% в валюте. Сейчас Сбербанк занимается выдачей потребительских кредитов «на неотложные нужды» без обеспечения под 17% годовых в рублях и 17,5% в долларах США и евро. Максимальная сумма такого кредита составляет 45 тыс. руб. Впрочем, руководитель розничного направления Райффайзенбанка Роман Воробьев считает, что процентная ставка не является на данный момент основным аргументом в конкурентной борьбе на рынке кредиток. «Самое главное в данном случае -- это функциональность карты, легкость в обслуживании, простота в получении и так далее», -- перечисляет он.

Однако, как известно, Сбербанк в силу своей консервативности никогда не баловал своих клиентов чрезмерной простотой, в отличие от других банков, стремящихся выдавать скоростные кредиты с минимальными требованиями к заемщику. «Если традиционная консервативность обслуживания Сбербанка перейдет на кредитные карты, то я чудес не жду», -- говорит г-н Воробьев.

Впрочем, по мнению банкира, у Сбербанка есть хорошие шансы занять лидирующие позиции на пластиковом рынке, учитывая возможности крупнейшего банка. «Мы не боимся конкуренции со Сбербанком, -- уверяет Дмитрий Орлов. -- Говорить о том, станет ли он лидером (на рынке кредиток. -- Ред.) трудно, все-таки кредитная карта выбирается человеком самостоятельно, в отличие от зарплатной, которая «навязывается» работодателем. Не факт, что выбор будет сделан в пользу Сбербанка. Ему придется доказывать клиентам, что его продукт лучше, чем у других кредитных организаций».

«Бояться конкуренции надо всегда, -- считает Роман Воробьев. -- Однако я не думаю, что Сбербанк выйдет на массовый рынок раньше чем через год».

Николай КОЧЕЛЯГИН