Время новостей
     N°176, 27 сентября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.09.2006
Полетели в суд
Александр Лебедев намерен юридически добиваться покупки «Аэрофлотом» самолетов Boeing-787
Депутат Госдумы, фактический владелец Национальной резервной корпорации (НРК) Александр Лебедев намерен засудить правительство России за то, что оно до сих пор не выбрало перспективный дальнемагистральный самолет для «Аэрофлота». НРК владеет 30% акций «Аэрофлота». Контрольный пакет акций авиакомпании (51,17%) принадлежит государству. Совет директоров «Аэрофлота» не может принять ни одного принципиального решения, пока входящие в него госпредставители не получат соответствующей директивы.

По тендеру на приобретение самолетов нового поколения, объявленному «Аэрофлотом» в июле прошлого года, госдиректива до сих пор не поступила. Между тем из двух соревнующихся на тендере моделей -- американского Boeing-787 и европейского А-350 -- менеджмент «Аэрофлота» рекомендует выбрать первую. Речь идет о заказе как минимум 22 машин общей стоимостью порядка 3 млрд долларов.

«По моему впечатлению, менеджмент компании уже девять месяцев назад был готов подвести итоги тендера», -- заявил вчера г-н Лебедев «Времени новостей». По его мнению, дальнейшее промедление правительства угрожает авиакомпании и ее акционерам финансовыми потерями. Поторопить правительство депутат намерен посредством нескольких исков, которые, по его словам, НРК будет готова подать уже через 7--10 дней. «У нас есть целый выбор исков, каждый из которых является крайне сложным и по существу правоустанавливающим. Это иски о недолжном исполнении обязанностей основного акционера, об ответственности членов совета директоров, о противоречии директивного порядка управления госкомпаниями действующему законодательству и, наконец, о понуждении к принятию решения во избежание убытков», -- утверждает г-н Лебедев.

Он сказал, что по поводу реально нанесенных компании убытков судиться пока рано: «Об убытках пока говорить нечего. Они будут потом, когда самолеты не будут поставлены вовремя и будут чем-то заменены. Скорее всего придется брать те же 787-е, только не у Boeing, а у лизинговых компаний. Тогда они будут стоить на 20--30 млн долл. дороже каждый». Каталожная цена Boeing-787 колеблется в рамках 120--135 млн долл. в зависимости от комплектации. Американский концерн, однако, пообещал «Аэрофлоту» существенные скидки при условии, что заказ будет оформлен до середины сентября 2006 года. Чтобы не потерять эти скидки, НРК на прошлой неделе выкупила на себя у концерна Boeing слоты (позиции в графике производства Boeing-787), предложенные «Аэрофлоту». По неофициальным данным, сумма аванса, который НРК ради этого должна внести, составляет 40 млн долларов.

Г-н Лебедев заявил «Времени новостей», что если эти слоты в конце концов не получится передать «Аэрофлоту», финансовые потери НРК все же не будут критичными. «Авансовые платежи -- возвращаемые, насколько я понимаю, -- сказал он. -- Мы потеряем только проценты по тем деньгам, которые мы отвлекли».

Менеджмент «Аэрофлота», рекомендации которого фактически защищает НРК, тем не менее отказался солидаризироваться с нею в судебной тяжбе против государства. «Мы не согласны с таким методом решения проблемы и не поддерживаем его, -- сказал вчера «Времени новостей» замгендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков. -- Для нас это не более чем частная инициатива г-на Лебедева». Он уточнил, что управленцы компании вообще не считают себя вправе предъявлять претензии к собственникам по поводу вопросов, входящих в компетенцию последних.

В государственных ведомствах, чьи представители заседают в совете директоров «Аэрофлота», вчера отказались комментировать перспективы судебной тяжбы с НРК.

Михаил КУКУШКИН