Время новостей
     N°175, 26 сентября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.09.2006
Тверь с точки зрения Рима
Российские историки искусств презентовали программу «Инвентаризация ландшафта»
Собственно, идея восхитительно остроумна. Провести разведку культурной топографии той территории, что межеумочна по отношению к главным местам формирования генплана отечественной культуры -- Москве и Санкт-Петербургу. Тверь пропускает сквозь себя энергию большого проспекта культурных мегаполисов, сохраняя при этом обаяние несуетной, чреватой прелестными находками и пространственными приключениями периферийной зоны. Феноменологию культурного ландшафта Твери и решили исследовать историки искусств Светлана Воловенская и Михаил Дмитриев. Созданный ими Фонд межрегиональных проектов, заручившись поддержкой Фонда Форда и Итальянского института культуры в Москве, привлек к работе коллективы двух музеев, Тверской областной картинной галереи (ей в этом году исполняется 140 лет) и Ивановского областного художественного музея, а также известного художника Валерия Кошлякова и научных экспертов из Москвы и Твери.

Программа «Инвентаризация ландшафта» включает несколько возможностей применения принципов проектного мышления к тексту культуры. В выставочном зале Тверской галереи открылась экспозиция «Анфилада». В перспективе залов не возбраняется изучить то, как образ Рима преображал культурный ландшафт русской провинции, и города Твери (спланированного в екатерининское царствие архитектором Петром Никитиным по образцовому трехлучевому принципу), и усадеб с их культом древностей, буколических пейзажей и руин. В залах много ведут (городских пейзажей), картин на тему усадебной жизни, офортов Пиранези с руинами Рима. Вышла очень изящная ода Вечному городу, с цитатами из древних, скомпанованная однако стараниями губернских пиитов.

В усадьбе Знаменское-Раек, спроектированной великим архитектором-автодидактом Николаем Львовым, показывали видеоинсталляцию Валерия Кошлякова «Битва за пейзаж». Русский палладианец Николай Львов в планировке самого Райка приготовил фейерверк восхитительных, полных динамики и драматургии пространственных эффектов. Дух захватывает, например, от колоннады парадного двора, прижимающей к себе пространство наподобие площадей Бернини и античных форумов! В центральном купольном зале показывали видеоролик с фрагментами из эпических голливудских драм на античную тему с баталиями. Монтажными склейками служили планы великой и безмолвной природы. Проецировалась сия битва на стену с нишей и напоминала давнюю усадебную забаву -- передвижные картинки волшебного фонаря. Так «Битва за пейзаж» становилась битвой за память места (ведь по справедливым словам Светланы Воловенской, раек это и волшебный ящик с представлением картинок). А в колоннаде парадного двора проецировали на стену садового павильона другой видеофильм Валерия Кошлякова, с фрагментами древних городов Европы. И напряжение создавалось из-за переживания травмированной видео архитектурной поверхности. Сочувствие раненой поверхности ландшафта -- любимая тема Кошлякова. Потому обычно мастерит он архитектурные утопии из драного, рваного, мятого, шикарного по фактуре картона.

Акция в Знаменском-Раек -- еще один повод актуализировать тему права владения и собственности дворянских гнезд, находящихся в полуобморочном состоянии по всей России (предыдущая акция с большим государственным сбором совсем недавно в Знаменском и проходила, о чем писала Алена Солнцева, см. «Время новостей» от 14 сентября).

Поистине сенсацией итогов инвентаризации тверской топографии оказалось обнаружение в безвестных складках местного ландшафта того, что давно выпало из поля зрения столичной культуры. Сотрудники Тверской галереи (директор Татьяна Куюкина) недавно возвратили для истории Калининский дворец пионеров, построенный в 1930-х годах при участии Леонардо отечественного конструктивизма Ивана Леонидова (он сделал интерьер дворца). Во всех монографиях можно прочитать, что от реально воплощенного наследия Леонидова почти ничего не сохранилось. Дворец пионеров записан везде по ведомству «потери второй мировой войны». А вот оказалось, что просто никто не проверял. Дворец стоит себе и функционирует как детская спортивная школа! Все предложенные Леонидовым блистательные пространственные решения, все декоративные изыски оформления лестниц, переходов, залов можно посмотреть практически в первозданной цельности. И если кто не верит, сравнить со старыми фотографиями. Вот ради таких завалившихся за культурный горизонт шедевров «инвентаризация ландшафта» необходима всегда и везде.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки