Время новостей
     N°166, 13 сентября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.09.2006
Высокоскоростная конверсия
Боевые экранопланы будут перевозить пассажиров
Национальная стратегия развития судостроения, о которой столько говорили в последние годы, вот-вот выйдет из-под пера авторов, подотчетных правительству. Об этом вчера на заседании Морской коллегии в Нижнем Новгороде сообщил вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов.

Уже в 2007 году по утвержденной стратегии будет принята федеральная целевая программа развития судостроения на 2008--2015 годы. Контуры ее уже частично определены. В частности, программа предусматривает разработку и производство скоростных судов -- на воздушной подушке (скегового типа, как называют их специалисты) и экранопланов. Правда, строительство последних будет налажено лишь в том случае, если им будет найдено применение.

Ни для кого не секрет, что уникальные скоростные суда создаются конструкторами из оборонной промышленности, и Сергей Иванов считает, что разработки надо «конверсировать в гражданский сектор экономики». Именно полузабытое слово «конверсия», если следовать мысли министра обороны, будет в ближайшие годы отражать стратегию развития российского судостроения.

Место проведения очередной выездной коллегии выбрано не случайно -- именно Нижний Новгород является сегодня центром создания скоростных судов на воздушной подушке и на подводных крыльях, причем единственным в России. Морская коллегия не оставила без внимания и один из ярких символов советской эпохи -- пассажирские суда типа «Ракета» и «Комета». За последние полстолетия их было выпущено 1600, сегодня эксплуатируется лишь 200. Естественно, и пассажиропоток перестал быть потоком. По мнению вице-премьера, причина удручающего положения в том, что государство не дотирует пассажирские перевозки по воде, в отличие от многих зарубежных стран.

Вполне возможно, что практика таких дотаций будет возобновлена. Более того, начнется поиск компаний, которые заказывали бы такие суда для пассажирских перевозок. Попадут под конверсию и чисто военные скеговые суда. В загашниках военных НИИ и КБ достаточно технической документации по оригинальным разработкам, осталось их коммерциализировать. А "огражданившиеся" высокотехнологичные экранопланы, как предполагается, смогут заменить куда более дорогостоящие самолеты, особенно на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. На деньги от реализации этих самолетолодок Министерство обороны сможет закупить для себя боевые экранопланы.

У вице-премьера Иванова есть противники, считающие нецелесообразным развитие грузопассажирского транспорта, -- мол, нет потребности. Сергей Борисович аргументировал свою точку зрения наличием в России множества морей и рек, проблемами транспортной связи с Калининградской областью, транзита через территорию Литвы. «Мы пока не можем предложить населению и грузоперевозчикам соответствующий вид услуг, потребность в котором давно назрела», -- подытожил вице-премьер.

Естественно, что Сергей Иванов не мог обойти вниманием отмененные российско-американские учения «Торгау-2006». Проведение их было запланировано как раз под Нижним Новгородом на конец сентября -- начало октября. Причина отмены, пояснил Сергей Иванов, отсутствие юридической базы. Соглашение о статусе вооруженных сил, подписанное НАТО и МИД России, еще не ратифицировано.

Николай ПОРОСКОВ