Время новостей
     N°202, 01 ноября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.11.2001
«Аэрофлот» борется с кризисом
Авиакомпания сокращает издержки и меняет планы
Воздействие мирового кризиса авиаперевозок, который ранее уже поразил американские и европейские авиакомпании, начал в прошлом месяце ощущать на себе и «Аэрофлот». Финансисты компании прогнозируют, что четвертый квартал «Аэрофлот» закончит с убытком, а по итогам года надеются в лучшем случае получить половину ожидавшейся ранее прибыли. В связи с новой финансовой ситуацией «Аэрофлот» вынужден отложить на неопределенное будущее планы обновления своего самолетного парка.

В первые недели после терактов в США руководители российских авиационных компаний в один голос утверждали, что последовавший спад авиаперевозок незначительно затронет отечественный воздушный транспорт. Вчера же генеральный директор «Аэрофлота» Валерий Окулов признал неуместность утверждений, что нас это не касается.

Из российских перевозчиков в первую очередь это касается именно «Аэрофлота», который получает 60% выручки от продажи билетов через свои зарубежные представительства. В силу инерционности, присущей авиационному бизнесу, сказал Окулов, в сентябре компания еще не почувствовала оттока пассажиров, но уже в октябре он начался. По предварительным данным, в IV квартале «Аэрофлот» недосчитается 100 тыс. пассажиров и недополучит в результате 18 млн долл. Компенсировать эти потери переориентацией на какие-то иные источники доходов и рынки невозможно. Поэтому «Аэрофлот» делает ставку на быстрое и максимальное сокращение издержек.

В результате принятых мер компания рассчитывает в худшем случае закончить год «в ноль», а в лучшем -- получить балансовую прибыль 533 млн руб. (что соответствует 230--250 млн руб. чистой прибыли). До американских терактов прогноз прибыли на 2001 год был вдвое больше.

Окулов сказал, что пока «Аэрофлот» не планирует сокращать персонал, как это сделали многие западные авиаперевозчики. Однако он не исключил, что со временем и российской компании придется прибегнуть к подобным болезненным мерам. С кризисом, подобным нынешнему, мировая авиационная отрасль, по словам гендиректора, «еще не сталкивалась никогда, так что нет рецептов, как действовать, и неясно, как долго будет продолжаться спад».

Пока «Аэрофлот» отреагировал сокращением рейсов. Провозные емкости в зимнем расписании 2001/02 года уменьшены на 3% (правда, до кризиса, когда объемы перевозок «Аэрофлота» росли, ожидалось, что зимнее расписание, наоборот, расширится на 8%).

В рамках кампании по сокращению издержек «Аэрофлот» намерен ускорить выделение своих грузовых перевозок в отдельное предприятие. «Оперативные проблемы, -- сказал г-н Окулов, -- отодвинули на второй план проблемы обновления самолетного парка». Ранее «Аэрофлот» прорабатывал несколько проектов по закупке новых самолетов как в России, так и за рубежом. Теперь финансисты компании концентрируют усилия на пересмотре действующих лизинговых соглашений в сторону снижения платежей (ситуация на рынке этому благоприятствует). Однако финансирование строительства нового аэропортового терминала Шереметьево-3 «Аэрофлотом» не будет прекращено. «Без этого проекта «Аэрофлоту» не жить», -- сказал вчера Валерий Окулов, признав, однако, что сроки окончания строительства уже перенесены по сравнению с первоначальными планами на пять месяцев.

Михаил КУКУШКИН