Время новостей
     N°159, 04 сентября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.09.2006
С новым вас учебным тарифом
Сотовые компании адресовали маркетинговые инициативы студенчеству
Главная особенность новых тарифных предложений с более или менее удачными названиями (псевдоостроумное «ЗачОт» у МТС, нейтральное «Болтология» у «Билайна» и «Студенческий» у «Мегафона») -- обязательное наличие студенческого билета у будущего абонента. Еще одна характерная черта -- наличие в этих тарифах абонентской платы, что становится неприятной тенденцией в эпоху бесплатных входящих звонков.

За два месяца, прошедших с начала действия принципа «платит звонящий», операторы успели получить и оценить первые финансовые итоги своей деятельности в новых условиях. К 1 июля сотовые связисты приняли все возможные меры к тому, чтобы бесплатные входящие не отразились на доходности бизнеса. Введение платы за соединение, поминутное округление времени разговора, перевод расчетов на отличающийся своеобразием фиксированный курс доллара (28,7 руб. за 1 «у.е.»), повышение стоимости дополнительных услуг, подорожавший роуминг, повышение абонентской платы -- этот список можно продолжить, но и перечисленного хватит для очевидного вывода: несмотря на многочисленные жалобы операторов, повального обнищания сотовых компаний не предвидится. Мы с вами будем платить за связь столько же, сколько платили до 1 июля, и это в лучшем случае.

Регулятору отрасли -- Мининформсвязи -- и Федеральной антимонопольной службе бороться с повышением цен административными методами почти невозможно. Стоило ФАС проявить интерес к новому налогу на общение, как сотовики дружно переименовали плату за соединение в повышение стоимости первой минуты разговора и тем самым, похоже, избежали проблем.

Смысл новых «студенческих» предложений состоит, возможно, в том, что операторы слишком хорошо подготовились к переходу на бесплатные входящие. Теперь они готовы слегка отпустить вожжи и вернуться к активной конкурентной борьбе за абонентские души, в том числе путем снижения расценок на голосовую связь и дополнительные услуги -- пока не в виде новых массовых предложений, а путем разработки и вывода на рынок адресных предложений.

В этом смысле 1 сентября не более чем повод для привлечения учащейся молодежи. Студенты не входят в число самых выгодных клиентов, однако со временем небогатый школяр неизбежно станет жить лучше. Маркетологи сотовых компаний это понимают и готовы пожертвовать некоторой частью своих доходов сегодня, чтобы залучить в свои сети завтрашнего высокодоходного абонента.

Студенческая "Болтология" от «Билайна» продается с середины августа. Недорогая минута, скидки на SMS и мобильный Интернет. Предложение МТС выглядит интереснее. Неудивительно, "ЗачОт" появился на две недели позже. МТС предложила действительно заманчивые цены на связь и дополнительные услуги. Однако есть интересная особенность: по-настоящему дешево (рубль за минуту) студенты смогут разговаривать только между собой, звонки другим абонентам МТС обойдутся в два раза дороже (стимул подключить к новому тарифу побольше приятелей). На один студенческий билет разрешается купить три комплекта "ЗачОта": папа и мама, возможно, не откажутся дешево звонить ребенку-студенту. Так что, несмотря на избирательность предложения (только для студентов), тариф вполне может обрести популярность на московском рынке связи. Московскому «Мегафону» на сей раз изобретать ничего не пришлось, "спецпредложение" для студентов у этого оператора существует с прошлого года и неплохо продается. Новинка сезона -- "SMS Стипендия": отныне пользователь тарифа "Студенческий" сможет бесплатно отправлять 50 мобильных записок в месяц при условии, что сессия сдана без троек. "SMS Стипендию" подключают только после предъявления зачетки.

Сергей ПОТРЕСОВ