Время новостей
     N°159, 04 сентября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.09.2006
Четыре танкиста и собака в опале
Поляки отменяют популярные сериалы за их советское прошлое
С начала сентября в Польше традиционно начинается новый телевизионный сезон и меняется сетка вещания. На этот раз на польском государственном телевидении большие перемены. Во-первых, ставка делается на молодежь. Во-вторых, под влиянием новой политической власти идет кадровая чистка и пересматривается сетка вещания. Самая большая неожиданность -- снятие с показа популярных сериалов «Четыре танкиста и собака» и «Ставка больше, чем жизнь».

Инициаторами запрета выступили ветераны Армии Крайовой -- военной организации, которая под руководством эмигрантского правительства в годы второй мировой войны сражалась как против гитлеровцев, так и против Красной армии. В неравную борьбу с экипажем танка «Рыжий» и овчаркой Шариком, а также с контрразведчиком Гансом Клоссом они вступили еще шесть лет назад. Ревнуя к симпатичным героям, которые олицетворяли польско-советское братство по оружию, они назвали сериалы «фальшивой коммунистической пропагандой, которая искажает национальную историю».

Тогда атака не удалась. Избавляться от сериалов, занимающих лидирующие позиции во всех рейтингах, никто не захотел. К тому же уже легендарными стали те времена, когда мальчишки в каждом дворе играли в танкистов, а девчонки носили косы, как у их боевой подруги Маруси.

Но в сегодняшней Польше такие симпатии не приветствуются, а уж прославление совместной борьбы советских и польских воинов -- тем более. Председатель правления польского телевидения Бронислав Вильдштейн лично принял решение о прекращении показа этих сериалов. И сразу же за приобретение прав на них вступили в острую борьбу коммерческие телестанции. В конце концов лицензию на «Четырех танкистов» приобрел канал «Кино Польска». Судьба «Ставки» пока не определилась. Но очевидно, что любимые поляками сериалы не канут в Лету. На компакт-дисках они уже расходятся как горячие пирожки.

Ну а что же предложит нынешнее польское ТВ вместо «Танкистов»? Программы предвещают «криминальную осень». Польских телезрителей ждут сериалы о преступлениях на почве любви, охоте на маньяка, схватке с русской мафией... Вот как прокомментировал «Времени новостей» эту ситуацию один из самых популярных польских актеров, исполнитель главной роли капитана Клосса в сериале «Ставка больше чем жизнь» Станислав Микульский:

"В последние годы в наше общественное сознание постоянно вбивают мысль о том, что все, что было до 1989 года, -- плохо. И в этом больше политической конъюнктуры, чем действительного отражения того периода, после которого началась так называемая трансформация, в том числе и сознания. Спрашивается, кому за четыре десятилетия навредили ежегодно показываемые по телевидению приключения четырех танкистов или капитана Клосса? Разве это плохо, что по всей Польше возникали Клубы юных танкистов, членами которых стали сотни тысяч мальчишек и девчонок? А кому-то мешало, что повсюду стали опекать бездомных собак, а Шариками называли даже котов и черепах?

Зрители поддерживали увиденную на экране дружбу людей разных национальностей и учились постоять друг за друга. Да, кровь с экрана рекой не лилась, и трупы в каждой серии штабелями не складывали. Но разве кто сомневался в том, что победы давались исключительно тяжело? Конечно же нет. Новое руководство польского телевидения пошло на поводу у тех, кто в запале утверждает, что в этих сериалах нет исторической правды. Но ведь сценаристы, режиссеры и актеры ставили задачу снять не историческое, а приключенческое и развлекательное кино. И это удалось настолько, что до сегодняшнего дня сериалы востребованы. Это показала борьба за них коммерческих каналов. Ну а что касается гостелевидения... Знаете, у нас есть поговорка: «Настоятель уйдет, а монастырь останется». Те, кто сейчас перекраивает сетку вещания, избавляются от постоянных телезрителей. Но и новая метла изнашивается. А телевидение, которое ни за что не упустит своего зрителя, останется".

Валерий МАСТЕРОВ, Варшава, собкор «Московских новостей», -- для «Времени новостей»