Время новостей
     N°201, 31 октября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.10.2001
Российская нефть потекла мимо Балтии
Официальный пуск БТС назначен на 20 декабря
Практически завершено строительство первой очереди нового российского коридора для экспорта углеводородного сырья через порт Приморск в Ленинградской области. «Транснефть» приступила к испытаниям Балтийской трубопроводной системы (БТС) и начала заполнение ее технической нефтью. Рабочий пуск БТС состоится в районе 20 декабря, когда из Приморского порта будут отправлены два танкера с нефтью. Не исключено, что первый танкер в Приморске отгрузит ЛУКОЙЛ, ведущий добычу в Тимано-Печорской провинции. Российское правительство и «Транснефть» форсировали сооружение системы и нового морского нефтяного терминала -- на их возведение было отведено 18 месяцев, при том что подобные объекты обычно строятся за 2,5 года.

Будет ли Россия в связи с введением БТС увеличивать объемы экспорта нефти, пока неясно. Скорее всего, предполагают аналитики нефтяного агентства Petroleum Argus, экспортное сырье будет снято с других направлений. Вероятно, «жертвой» падут порты стран Балтии.

С распадом СССР основные нефтяные порты остались за границей и существенная часть экспорта российской нефти оказалась под контролем стран Балтии. Помимо политической составляющей проблемы есть еще и чисто экономический аспект -- перевалка сырья через зарубежные порты обходится дороже.

Как сообщил руководитель проекта БТС Юрий Соколов, в рамках тестирования нефтью пока заполнена лишь одна десятая нового трубопровода -- от реки Волхов до перекачивающей станции в Киришах. Это 22 из 281 километра новой трубы. Соколов добавил, что закачка нефти в оставшуюся часть нефтепровода, от Киришей до порта Приморск, будет происходить до конца ноября.

Пока в БТС осталось только одно «узкое место» -- не достроен тоннельный переход нефтепровода под Невой в районе Шлиссельбурга. 774-метровый подземный трубопровод залегает на глубине от 7 до 9 метров ниже уровня речного дна. Его строительство должно было завершиться еще в октябре, однако сдвинулось примерно на месяц из-за проблем с финансированием и организацией работ. Сейчас в ОАО «Верхневолжские магистральные нефтепроводы» («дочке» «Транснефти») обещают сдать тоннель в середине ноября, после чего заполнение системы нефтью должно завершиться в считанные дни.

Конечным пунктом БТС является порт Приморск, через который танкерами будет экспортироваться сырье. Там его уже готово принять нефтехранилище, состоящее из десяти емкостей по 50 тысяч тонн каждая. В Приморске построен причальный комплекс и эстакады, очистные сооружения. Завершается сооружение радиомаяка и створных знаков на акватории порта.

Первая очередь системы позволяет ежегодно перегружать через Приморск 12 млн тонн сырья Тимано-Печорских, Западно-Сибирских, Северно-Обских и казахстанских месторождений. Как неоднократно сообщали представители «Транснефти», Казахстан рассчитывает на получение квоты в БТС в размере 5 млн тонн нефти в год. Правда, каким образом будет экспортироваться казахстанская нефть, пока непонятно -- по оценкам аналитиков, для этого необходимо реверсировать один из участков БТС.

Стоимость первого пускового комплекса БТС составляет около 530 млн долларов. Первоначально проектная смета предусматривала капвложения в размере 460 млн долларов, однако затем строители заявили, что не укладываются в этот лимит, и «Транснефти» пришлось пойти на увеличение цены примерно на 15 процентов. Финансирование проекта в прошлом году велось за счет специальной надбавки к тарифу на прокачку нефти по магистральным нефтепроводам, а в этом году -- из собственных средств «Транснефти» и привлеченных ею кредитов.

Как сообщил г-н Соколов, сейчас институт «Гипротрубопровод» завершает разработку проектной документации на строительство второй очереди БТС. Ее стоимость ориентировочно составит 200 млн долларов, а проектная мощность -- 18 млн тонн. Для прокачки такого количества сырья необходима реконструкция трубопровода Ярославль--Кириши, строительство второй нитки трубы между Киришами и Приморском и сооружение дополнительных эстакад в порту.

Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург, Николай ГОРЕЛОВ