Время новостей
     N°156, 30 августа 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.08.2006
Служба с трудом
Эксперимент по превращению армии в филиал ПТУ дает сбои
В российской армии проходит беспрецедентный эксперимент: солдату срочной службы пытаются дать не только военные знания и навыки, но и начальное профессиональное образование (НПО). Другим словами, гражданскую профессию. С 1 июля 2006 года в трех учебных центрах Московского и Приволжского военных округов 692 человека приступили к обучению по восьми гражданским специальностям. На будущее Министерство образования и науки вместе с Министерством обороны подготовили перечень, куда вошли 27 рабочих профессий, сопряженных с 30 военно-учетными специальностями.

Эксперимент проводится в рамках приоритетного национального проекта "Образование". В соответствии с поручением правительства от 15 сентября прошлого года в незнакомую работу включились военное ведомство, экспертное управление президента, Министерство образования и науки, а также Министерство финансов.

Отчасти превратить армию в ПТУ заставляет острый дефицит кадров в рабочих профессиях. Об этом говорилось на последней встрече президента с представителями крупного бизнеса. На региональных рынках труда от 60 до 90% вакансий приходится на профессии рабочих. При том что доля высококвалифицированных рабочих, по экспертным оценкам Российского союза товаропроизводителей, составляет чуть больше 5%. Аналогичные цифры по развитым странам Европы и Америки -- более 40%. Кроме того, средний возраст рабочих в России сегодня 53--54 года. Бизнесмены признают: не хватает рабочих кадров, прошедших начальное профтехобразование, которые могли бы подкрепить строительный бизнес, машиностроение, нет токарей, станочников, инструментальщиков. Все подались в дизайнеры и парикмахеры. Более того, из-за обилия негосударственных вузов стало очень доступно высшее профессиональное образование. Например, в Свердловской области из 39 тыс. выпускников средней школы система вузов забрала 32 тыс. Осталось 7 тыс. - столько приходится на областной призыв в армию. Для рабочих профессий не осталось никого.

Фамилия конкретных авторов идеи превращения армии в филиал ПТУ обществу неизвестна, но ясно, что «танцевали» они от жизни. В вооруженные силы каждые полгода призывается около 100 тыс. человек. До 40% их не имеют профессии, 45% нигде не работали и не учились. То есть каждый год ряды защитников Родины пополняются 80 тыс. неквалифицированных молодых людей. Это плохо и для армии, и для страны. А в вооруженных силах более 100 учебных воинских частей, в которых призывников готовят по 370 военно-учебным специальностям. В «учебки» направляется примерно 40% призывников. Начиная с 1 июля и 3 января каждого года, будущие младшие военные специалисты в течение пяти месяцев получают знания и навыки по основам ведения общевойскового боя, по устройству и правилам эксплуатации вооружения и военной техники, по их боевому применению.

Такая система подготовки за многие годы доказала свою эффективность и полностью удовлетворяет потребности Министерства обороны. Но для реализации национального проекта этого явно мало. Учебные воинские части -- все же не образовательные учреждения, их программы не соответствуют государственным образовательным стандартам начального профессионального образования. Управление военного образования Минобороны совместно с федеральным Институтом развития образования разработали учебные программы и планы по восьми специальностям, включая методические рекомендации по организации учебного процесса и производственной практики. Кроме того, разработана методика привлечения на договорной основе в учебные воинские части преподавателей из гражданских учебных заведений. Учебные планы и учебные программы по военно-учетным специальностям адаптированы к образовательным стандартам НПО.

Эксперимент строится таким образом. В течение пяти месяцев теоретически осваивается рабочая специальность, наиболее близкая военно-учетной. По окончании «учебки» солдат сдает квалификационные экзамены, получает внутреннее удостоверение Министерства обороны по военно-учетной специальности и направляется в линейную часть. Служба в ней будет засчитана за производственную практику. При получении за нее положительной аттестации после окончания службы молодому человеку полагается диплом государственного образца о начальном профессиональном образовании. А пришлют диплом из той учебной воинской части, где солдат проходил теоретический курс.

Авторы проекта рассчитывают на то, что по месту дислокации большинства учебных воинских частей имеются средние гражданские учебные заведения. Из них-то на договорной основе по плавающему расписанию занятий и будут приглашаться преподаватели. Если таковых не окажется, предполагается приглашать членов семей военнослужащих -- с соответствующим образованием.

Казалось, продумали все. Говоря военным языком, провели толковую рекогносцировку. Однако эксперимент очень скоро выявил подводные камни. Во-первых, для выдачи диплома, по которому обученный «дембель» будет устраиваться на работу, обязательны аккредитация и лицензирование учебного заведения. То есть в нашем случае -- воинской учебной части. Но лицензий у воинских частей нет и в помине. Пока решено действовать по временной схеме: для работы трех учебных центров достаточно распоряжения правительства. А чтобы выдать дипломы выпускникам этих центров по окончании производственной практики, будут заключены договоры с учреждениями начально-производственного обучения, которые расположены близ воинских частей. Эта временная схема будет работать, пока учебные центры не пройдут аккредитацию. В соответствии с требованиями Минобразования, этот счастливый момент наступит после двух-трех выпусков солдат с дипломами ПТУ.

Вторая проблема -- срок обучения по программе начального профессионального образования может быть один год только при наличии у призывника среднего образования или 11 классов. Таково требование Министерства образования и науки. Но столь «высокое» образование сегодня имеет лишь четверть призывников. Остальные при переходе на один год военной службы в 2008 году просто не могут получать гражданскую специальность.

Но еще важнее совместить обучение гражданской профессии и военной специальности. Безболезненно это можно сделать лишь по отношению к родственным профессиям -- повар, электрик, слесарь, механик, крановщик. Подготовка по ним идет всего в 14 учебных воинских частях из 100. Адаптация серьезно осложняется в отношении более «милитаризованных» профессий: механик-водитель танка с ракетно-пушечным вооружением, машины минного разграждения, оператор радиолокационной станции и т.п. Все это может негативно повлиять на качество подготовки квалифицированных кадров для армии по военно-учетным специальностям.

Военные уже сейчас обеспокоены: если мы сократим военную составляющую образования, в итоге можем получить и неподготовленного танкиста, и неграмотного бульдозериста. Есть военно-учетные специальности, по которым очень сложно, если вообще возможно, найти родственное соответствие -- командир танка, оператор-наводчик, гранатометчик, снайпер (последний пойдет на «гражданке» разве что в профессиональные киллеры). На подготовку именно по таким специальностям нацелена примерно половина учебных центров. Кроме того, для полноценного освоения рабочих профессий необходим иной станочный и машинный парк, нужны мастера производственного обучения, которых в штате учебных частей нет. Не предусмотрено все это и в линейных войсковых частях, где будут проходить практику выпускники учебных центров. Имеющиеся сегодня нормативные документы закупать станки военным не позволяют.

О «несвойственности» поставленной Министерству обороны задачи уже открыто высказался статс-секретарь -- заместитель министра обороны Николай Панков. Сделал он это 28 февраля во время доклада военного ведомства на заседании Совета по реализации приоритетных проектов при президенте. Совет, кстати, поддержал доклад генерала армии Панкова. В итоге получился компромисс: готовим гражданских специалистов пока только в трех центрах и только по родственным специальностям. И в 2008 году будет задействовано «под гражданку» не 100 учебных центров, как замышлялось в национальном проекте, а 30. Их перечень уже утвержден руководством Министерства обороны. Там надеются, что он станет исчерпывающим, а если и будет меняться, то только в сторону уменьшения -- в связи с переходом на один год срочной службы и уменьшением количества военно-учетных специальностей.

Эксперимент только начался, а организаторы уже намерены просить Государственную думу рассмотреть предложение об увеличении финансирования оплаты труда привлекаемых преподавателей. А как иначе, если стоимость одного часа обучения оценивается всего в 40 руб. В качестве альтернативы предлагается создать центры дистанционного обучения. С 1 апреля этого года большая программа дистанционного образования внедряется в американской армии. В ней участвуют 80 тыс. американских военнослужащих и членов их семей. Платит Пентагон. Люди идут служить в армию, потому что видят ее как часть своего жизненного пути. У нас в Татарстане тоже готовится к запуску региональный инновационный образовательный проект "Армейские студенты". По ней образовательный продукт будет доставляться до солдат через Интернет.

В США крупнейший интернет-сайт трудоустраивает бывших военных. У нас пока неизвестно, найдут ли солдаты на рынке труда ту профессию, которую они получат в армии. Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин не раз заявлял о том, что бизнес готов взять под свою опеку систему начального профтехобразования, но дальше заявлений о готовности дело не идет. Однако очевидно, что потенциальный работодатель должен принимать участие и в формировании новой структуры. От силовиков поступило вполне разумное предложение обучать и таким профессиям, как специалист службы безопасности, спасатель, инструктор по туризму, парашютному спорту, рукопашному бою. Предлагается опыт работы в системе исправительных учреждений. Но там у обучаемых и свободного времени побольше, и мотивация железная. Особенно охотно зэки желают овладевать профессиями камнеобработчика, огранщика, ювелира.

«Если не хватает времени за один год сделать юношу военным, как же еще и полноценную гражданскую профессию дать? Нет ли здесь лукавства перед самими собой? Может быть, одного года службы в перспективе будет мало? Может, надо закладывать минимум полтора?» -- задает вопросы заместитель председателя комитета Госдумы по обороне генерал-майор Николай Безбородов. «По новой системе мы солдата «распилим», -- говорят в управлении военного образования Министерства обороны. И вспоминают советское время, когда к месту и не к месту цитировали фразу Ленина: «Учиться военному делу настоящим образом». А в войсках ее переворачивали по-своему: учиться настоящему делу военным образом. Получалось не очень хорошо.

Николай ПОРОСКОВ