Время новостей
     N°155, 29 августа 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.08.2006
Объединение заправок Югославии
ЛУКОЙЛ и Petrol суммируют розничный бизнес
ЛУКОЙЛ и словенская Petrol подписали вчера в Любляне соглашение о создании совместного предприятия для реализации нефтепродуктов в Юго-Восточной Европе. По соглашению Petrol получит в СП 51% акций, ЛУКОЙЛ -- 49%, управлять же предприятием компании будут на паритетной основе. Как подчеркнули в пресс-службе ЛУКОЙЛа, этот документ является рамочным, основное соглашение будет подписано до конца года. А пока компании прорабатывают механизмы создания СП, в том числе вопрос об активах, которые будут внесены в уставный капитал от каждой из сторон.

Российская нефтяная компания готова передать доли в южноевропейских сбытовых «дочках» -- сербской Lukoil-Beopetrol и македонской Lukoil-Macedonia. А Petrol в свою очередь может внести в общее дело акции четырех сбытовых компаний, которым принадлежат заправки на территории Словении, Хорватии, Боснии и Сербии.

«В Сербии у нас порядка 180 АЗС и шесть нефтебаз, в Македонии есть одна действующая нефтебаза, а в ближайшие годы мы планируем построить сеть из 40 АЗС, они скорее всего и пойдут в СП, -- сообщили «Времени новостей» в ЛУКОЙЛе. -- В ближайшее время будет проведена рыночная оценка активов, и в случае если кто-то внесет меньше, остаток будет добираться деньгами».

О создании совместного предприятия со словенской Petrol говорили уже давно. Еще в июне на собрании акционеров ЛУКОЙЛа вице-президент компании Леонид Федун заявил, что Petrol направляла российской компании свои предложения о совместной работе на паритетных началах или «около того», а ЛУКОЙЛ обещал подумать. Итоги размышлений были подведены вчера в Любляне.

Petrol -- одна из самых прибыльных компаний в Словении, обладающая обширной сетью из 346 АЗС с объемом реализации более 2 млн тонн в год. Блокирующий пакет акций принадлежит государству, остальное было приватизировано в несколько заходов. Компания участвует в ряде нефтехимических и нефтеперерабатывающих проектов. Вместе с тем эта сделка как нельзя кстати вписывается в планы ЛУКОЙЛа по расширению своего присутствия в Восточной Европе, о котором тот же г-н Федун заявлял в начале июня. Тогда он отмечал, что в Европе возникнет необходимость в инвесторах, обладающих не только мощными финансовыми ресурсами, но и хорошими добывающими активами, а с этим у ЛУКОЙЛа проблем уж точно нет.

Договорившись же с Petrol, компания получает возможность выйти на сбытовой рынок практически всех стран бывшей Югославии. Вчера президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов подтвердил это еще раз, отметив, что «ЛУКОЙЛ заинтересован в расширении своего присутствия на рынках Балканских стран, здесь в большой степени достижимы эффекты синергии с существующими активами ЛУКОЙЛа в Восточной Европе».

Кроме того, ЛУКОЙЛ вполне может договориться о поставках на совместные АЗС продукции своих заводов в Европе: румынского Petrotel мощностью порядка 4,7 млн тонн в год и болгарского «Нефтехим-Бургас» объемом переработки 6,5 млн тонн в год. А в случае если в СП будут включены и нефтебазы, то российская НК может осуществлять еще и оптовую торговлю своим топливом, причем не только бензином, но и маслами.

В ЛУКОЙЛе от такой возможности не отказываются. «Наши европейские заводы вырабатывают качественное топливо по стандартам Евро-3 и Евро-4, так почему бы и не использовать их продукцию», -- отметили в пресс-службе, но подчеркнули, что пока вопрос о том, чье топливо будет реализовываться на совместных заправках, еще не решен. В самой Словении работает только один НПЗ -- Nafta Lendava, объемы которого едва превышают 600 тыс. тонн в год, да и тот нуждается в реконструкции. Власти Словении неоднократно предлагали его иностранным компаниям, в том числе тому же ЛУКОЙЛу. Но ЛУКОЙЛ пока не собирается делать покупки в Словении.

Анна ГОРШКОВА