Время новостей
     N°155, 29 августа 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.08.2006
Львы готовятся
Завтра открывается 63-й Венецианский кинофестиваль
Кому на этот раз достанется львиная доля, будет решать Катрин Денев, признанный символ Франции, французского кино и французской косметики. И, между прочим, ровесница фестиваля. Под руководством Денев будут работать режиссер Бигас Луна (Испания), продюсер Пауло Бранко (Португалия), режиссер Кэмерон Кроу (США), актриса Чулпан Хаматова (Россия), режиссер Чхан Ук-Пак (Корея) и актер Микеле Плачидо (Италия).

Венецианская кухня в поисках шеф-повара

Скандалы вроде того, что был раздут в Канне вокруг «Кода да Винчи», нехарактерны для Венеции. Здесь скорее бурлит фестивальная кухня. Несколько лет назад легендарного директора венецианской Мостры, классика европейского кино Джило Понтекорво обвинили в том, что он угождает Голливуду и не дает дороги европейскому авторскому кино. На смену ему пригласили Феличе Лаудадио, возглавлявшего мини-фестиваль в Виареджо. Через год он в ужасе сбежал обратно, а к власти пришел Альберто Барбера, который более десяти лет руководил сильно политизированным фестивалем в Турине, и начал тянуть Венецию в такое же политическое русло. Тем временем с поста директора Берлинского фестиваля неожиданно был уволен швейцарскоподданный космополит и барин Мориц де Хадельн, обвиненный в заигрывании с Голливудом. Вопреки всякой логике именно его призвали с целью очистить Венецианскую лагуну от американцев. Он взялся за дело с яростью и превратил программу фестиваля в неудобоваримую пищу, состоящую из твердых, сухих и обезвоженных продуктов. В какой-то мере ему мы должны быть благодарны за три приза «Возвращению» Андрея Звягинцева. Хотя наши патриотические чувства этим были хорошо подогреты, нельзя не признать, что конкурс, из которого были изгнаны все бациллы занимательности, в этот год был самым слабым в истории фестиваля. Де Хадельна снова уволили за протекционизм, на этот раз русскому кино. На его место переманили из Локарно умницу Марко Мюллера, киноведа, продюсера, полиглота и поклонника всяческой азиатчины. Пока ему удается сохранять баланс звездности и интеллектуализма. Он убрал побочные конкурсы, придуманные предшественниками, и тут же придумал вместо них свои. Он вывел фестиваль за рамки острова Лидо, устроив премьерные показы на огромном экране на площади. В общем, за пару лет совершил переворот на этой фестивальной кухне. Но мир ничего не знает об этих невидимых бурях, наивно полагая, что фестиваль просто показывает отобранные в конкурс фильмы и дает им призы. Чтобы оценить такой подход, стоит представить себе, как пятеро членов отборочной комиссии посмотрели 1429 только полнометражных картин.

21 фильм в конкурсе, и все с пылу с жару

9 сентября объявят победителей. Но уже можно сказать, что ни одна из фестивальных программ последних лет, будь то Канн, Берлин или Венеция, не выглядела столь соблазнительной для зрителей. На спецпоказах пройдут мировые премьеры кинооперы Моцарта «Волшебная флейта», поставленной Кеннетом Браной, «Внутренней империи» Дэвида Линча (ему вручат почетного «Золотого льва» за вклад в киноискусство) и «Вечной красавицы», импровизации на тему «Дневной красавицы» Бунюэля, снятой португальским ветераном Мануэлем де Оливейрой, которому в конце года исполнится, между прочим, 98 лет. В программе «Горизонты» -- фильм Спайка Ли «Разрушенная дамба. Реквием в четырех частях» (безразмерное, четырехчасовое и, по-видимому, исчерпывающее расследование последствий урагана «Катрина») и фильм Дугласа Макграта «Печально знаменитый» (еще одна версия жизни Трумэна Капоте той поры, когда он писал свой документальный роман «Хладнокровное убийство»).

В программе основного конкурса 21 фильм. Показ каждого из них имеет статус мировой премьеры. Такое за всю историю венецианской Мостры происходит впервые. Марко Мюллер очень горд этим обстоятельством: «Эти фильмы будут сугубо нашими открытиями». Однако он осознает и непредсказуемость такой ситуации, поскольку 11 картин -- дебюты. Но это только прибавляет градус соревнованию.

Откроет фестиваль долгожданный «Черный георгин» Брайна де Пальмы, который у нас почему-то назвали «Черной орхидеей» (фильм выходит в прокат 28 сентября). Это экранизация еще одного бестселлера из «лос-анджелесской серии» Джеймса Элроя («Секреты Лос-Анджелеса»). В основе сюжета -- реальное зверское убийство в Голливуде 40-х годов старлетки Элизабет Шорт, так и оставшееся нераскрытым. Стиль нуар, коррупция, опасные связи полицейских и преступников и прочая изнанка фабрики грез разыграна беспримерно длинным списком актеров, где на главных ролях Джош Хартнетт, Скарлетт Йоханссон, Хилари Суонк и Аарон Экхарт.

Другой фильм про Голливуд представит дебютант в большом кино Аллен Колтер, который раньше снимал эпизоды в сериалах «Секс в большом городе», «Секретные материалы» и «Клан Сопрано». Его «Страна Голливуд» посвящена загадочной смерти актера Джорджа Рива, который в 50-х был очень популярен, потому что играл в телесериале «Приключения Супермена». Судя по всему, картина похожа на смесь «Игрока» Роберта Олтмана и «Смерти в Голливуде» Питера Богдановича. Главные роли сыграли Бен Эффлек, Эдриен Броуди, Дайан Лейн и Боб Хоскинс.

Еще один фильм, посвященный реальной истории убийства, снял актер Эмилио Эстевес, давно уже зарекомендовавший себя как очень интересный режиссер («Мужчины на работе», «Домашняя война»). В «Бобби» речь идет об убийстве сенатора Роберта Кеннеди и первых днях расследования в отеле «Амбассадор». Фильм очень густо населен, поэтому его сравнивают со «Столкновением», прошлогодним оскаровским победителем, проча такую же победу. И тема, и с неожиданной смелостью подобранный звездный состав (Энтони Хопкинс, Лоренс Фишберн, Шэрон Стоун, Деми Мур, Линдсей Лохан) заставляют в это верить.

Даррен Арнофски («Пи», «Реквием по мечте») привезет в Венецию очень амбициозный проект «Источник», где австралиец Хью Джекман наконец получил роль, достойную его харизмы. Действие этой экзистенциальной притчи разворачивается в трех временных пластах -- эпохе конкистадорского освоения Южной Америки, современности и неопределенном будущем -- и связано с мифом о библейском Древе жизни. Картина по американским меркам недорогая -- 35 млн долл., поэтому спецэффекты Аронофски остроумно заменил использованием микрофотосъемки химических реакций. Немногие зрители, кому довелось увидеть рабочий материал, ставят ему девять из десяти баллов.

Другая футуристическая картина из Америки, напротив, стоила 150 млн долл. Однако хотя «Дитя человеческое» -- вполне себе блокбастер, снял его стремительно набирающий обороты мексиканец Альфонсо Куарон («И твою маму тоже», третий «Гарри Поттер»), способный на высокохудожественный мейнстрим. Речь в фильме идет о недалеком будущем, когда женщины перестали рожать детей. Правительственный агент соглашается отвезти единственную чудом забеременевшую женщину в убежище, где рождение ее ребенка может помочь ученым спасти человеческую расу. Главные роли в фильме играют звезды-интеллектуалы -- Клайв Оуэн, Джулианна Мур и Майкл Кейн.

Европу в Венеции, с одной стороны, представляют темные лошадки вроде «Падшего» австриячки Барбары Альберт, в 2000 году получившей приз «Надежда европейского кино», «Золотой двери» итальянца Эмануэле Криалезе, пару лет назад взявшего в Канне приз критики, или «Неприкасаемых» француза Бенуа Жако, уже дважды участвовавшего в венецианском конкурсе, а с другой -- патриархи. Классик британского артхауса Стивен Фрирз снял политико-кулуарную драму «Королева», в которой речь идет о сложных взаимоотношениях Елизаветы II и премьер-министра Тони Блэра сразу после гибели принцессы Дианы. Что стоит за названием фильма 84-летнего Алена Рене «Частные страхи в публичных местах», пока непонятно. А вернувшийся из американской ссылки на родину Пол Верхувен привезет «Черную книгу», которую задумал еще 20 лет назад, как раз уезжая в Голливуд, чтобы снимать «Вспомнить все», «Основной инстинкт» и «Звездный десант». Это история еврейки, бежавшей во время второй мировой войны в Голландию и ставшей там участницей Сопротивления.

Любимое Марко Мюллером азиатское кино, как всегда, малопредсказуемо. Есть проект «Повелитель Муси» классика современного анимэ, автора культовых «Акиры» и Steamboy Катцухиро Отомо, о котором совершенно нет никакой информации. Есть новый фильм тайваньского китайца Цай Минь Ляна «Не хочу спать одна» -- его «Капризное облако» произвело неизгладимое впечатление в прошлом году в Берлине. Есть «Сосланный» среднестатистического гонконгца Джонни То, которого в прошлом году зачем-то вытащили в конкурс Канн, и вот он уже стал переходить из рук в руки, как эстафетная палочка. Очередное нечто под названием «Синдром и век» от малайзийца Апичатпонга Вирасетакула, снявшего несколько лет назад гомерически смешную и невероятно глупую музыкальную комедию «Приключения Железной киски» про спецагента-трансвестита. Его фильм тоже год назад включали в каннский конкурс и даже дали приз жюри за маловразумительную историю гей-любви, отягченную шаманами и волшебством. Однако и без такой пряной краски мир кино безусловно не полон.

Русское послевкусие

Вместо традиционных для больших фестивалей красочных голливудских блокбастеров, в этом году у Мостры будет неожиданный «русский финал» с притчей о больной совести и загадке русской души. Последним сеансом на острове Лидо станет показ «Острова» Павла Лунгина с Петром Мамоновым в роли кающегося грешника.

В конкурсе участвует не менее притчевая «Эйфория» -- дебют в кино одного из лидеров «новой драмы» Ивана Вырыпаева, -- выходящая в широкий прокат 5 октября. В секции «Горизонты» -- абсурдистская комедия Бориса Хлебникова «Свободное плавание», получившая приз за режиссуру на «Кинотавре» и выходящая в прокат 11 ноября. У нас эти картины были приняты неоднозначно -- от восторга до полного неприятия, но они очень нравятся Марко Мюллеру. А судьбу «Свободного плавания», по его словам, решила звучащая в фильме песня Тото Кутуньо. В конкурсный список Венеции едва не попали новая картина Киры Муратовой «Еще две истории: одна простая, другая сложнее» и игровой дебют «Тюльпаны» режиссера-документалиста Сергея Дворцевого. Шли переговоры о возможной премьере в Венеции новой картины Никиты Михалкова «12 разгневанных мужчин», но картина еще не закончена.

Россия также представит и ретроспективу из 18 фильмов под названием «Секретная история советского кино», в которую включены такие несекретные фильмы, как «Веселые ребята», «Цирк», «Трактористы», «Кубанские казаки», «Карнавальная ночь».... Только три фильма из 18 можно назвать неизвестными. Это колхозная комедия «Щедрое лето» Бориса Барнета, музкомедия «Черемушки» Герберта Раппопорта о жилищном вопросе, испортившем людей в СССР, и пионерский фарс «Спасите утопающего» Павла Арсенова. Предполагается, что в такие программы включаются только фильмы или не попавшие в европейский культурный оборот, или запрещенные в собственной стране, забытые, считавшиеся пропавшими. Однако, по-видимому, трудности перевода прибавляют веса и хорошо известному. А ведь «Веселые ребята» были показаны еще 72 года назад на втором фестивале в Венеции. Любовь Орлова вместе с Григорием Александровым, как и положено звездам, подплывали к Лидо на гондоле, а муссолиниевская пресса писала, что большевики не имеют права уверять мир, что живут веселее всех. Судя по нашим теперешним участникам, нынче мы пытаемся доказать прямо противоположное. Однако не в оптимизме или пессимизме дело. Главное, чтобы наше кино пробивалось на мировые фестивали и по возможности получало там призы.

Ирина ЛЮБАРСКАЯ
//  читайте тему  //  Кино