Время новостей
     N°155, 29 августа 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.08.2006
От учебы к работе
Для России актуальность проблемы перехода «учеба -- работа» возрастает ввиду того, что за последние десять лет произошло значительное увеличение числа учащихся в средних специальных и особенно в высших учебных заведениях. Число студентов в вузах выросло с 2791 тыс. в 1995/96 учебном году до 6456 тыс. в 2003/04 учебном году.

В середине 1990-х годов рынок труда явно просигнализировал, что существует значительная положительная отдача от профессионального образования. Вероятность трудоустройства и заработки работников с высшим профессиональным образованием стали повышаться относительно заработков работников с меньшей квалификацией, особенно с учетом того, что предшествующий трудовой опыт в условиях формирования новой системы хозяйствования обесценился и позиции молодых работников и работников старших возрастов уравнялись. Однако следствием расширения масштабов выпуска специалистов стало то, что в настоящий момент по разным причинам направления на работу не получают около 10% выпускников разных уровней, причем в это число не входят те, кто трудоустраиваются самостоятельно.

Традиционная модель, которая существовала в дореформенный период, предполагала, что переход «учеба -- работа» совершается после окончания учебного заведения. Учащиеся, как правило, не работали, или работа имела характер редких приработков. Но за 1990--2000 годы произошли существенные изменения в занятости молодежи. С одной стороны, наблюдалось снижение уровня ее экономической активности. На эту тенденцию оказывали влияние как экономические факторы, связанные с увеличением напряженности на рынке труда в 1990-е годы, так и уже отмеченное увеличение доли учащихся средних специальных и высших учебных заведений, что означало переход к более позднему вступлению в трудовую активность. Образование выступило как альтернатива трудовой деятельности, сформировался механизм «отложенного» предложения труда.

С другой стороны, происходило увеличение занятости и экономической активности среди учащихся. Оценки показывают высокий уровень экономической активности учащейся молодежи. Так, например, занятость студентов фиксируется в среднем на уровне 40--50%.

Можно предположить, что эти противоположно направленные тенденции как раз свидетельствуют о переходе к новой модели. При расширяющихся инвестициях в человеческий капитал, в образование переход к трудовой деятельности все чаще начинается не после завершения обучения, а во время него. Таким образом формируется новая модель перехода «учеба -- работа». В рамках этой модели для части молодежи переход «учеба -- работа» начинается уже во время обучения и завершается после окончания учебного заведения.

В советское время работа во время учебы имела целью исключительно получение дополнительного дохода. О накоплении профессионального опыта никто не беспокоился, поскольку существовали гарантии трудоустройства. В некоторой степени такое положение сохранялось и в период начала экономических реформ. Но постепенно, с середины 1990-х, появилось стремление работать не только ради заработка, но и с целью найти постоянное место работы. Сегодня мы сталкиваемся с тем, что работа на полный рабочий день, особенно у студентов старших курсов вузов, зачастую вытесняет учебу.

Появление большого числа новых вузов, расширение масштабов обучения привело к частичному снижению качества обучения и контроля за учебным процессом. У студентов появилась возможность больше работать и, соответственно, больше зарабатывать. Постепенно выяснилось, что в тех сферах, где возможно получение высокого заработка, оказываются востребованными именно молодые люди, пусть не имеющие законченного образования, но зато обладающие высокой адаптивностью, не испытывающие страха перед рынком.

Востребованность молодых в середине 1990-х годов привела к тому, что поколение, вступавшее тогда на рынок труда, заняло многие «хорошие» рабочие места, что существенно ограничивает карьерный рост «новых молодых», вступающих на рынок труда в 2000-х годах. Начал действовать принцип старшинства при продвижении по службе, существенно возросла роль опыта для занятия рабочего места и последующего профессионального роста.

К тому же снижение качества образования и увеличение числа молодых людей с дипломом на рынке труда привели к тому, что образование, диплом стали рассматриваться работодателями как фоновая характеристика. В ответ на все эти изменения стала нарастать тенденция более раннего начала работы, еще во время учебы.

Конечно, совмещение учебы и работы создает не только положительные, но и отрицательные моменты, связанные с тем, что работающие учащиеся зачастую получают менее качественное образование. 70% работающих студентов приходится пропускать занятия, а их успеваемость, как правило, ниже, чем у неработающих. Приобретенный опыт помогает при первоначальном трудоустройстве, но в дальнейшем недостаток полученных знаний может сдерживать профессиональный рост, а соответственно, и рост заработков молодого работника. Так что новая модель перехода от учебы к работе вряд ли полностью вытеснит традиционную.

Сергей РОЩИН, зав. кафедрой экономики труда и народонаселения Высшей школы экономики