Время новостей
     N°148, 18 августа 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.08.2006
Заберите трубы!
ЛУКОЙЛу предложили румынский нефтепровод
В то время как европейские страны говорят об энергетической безопасности и стараются не допустить российские крупные концерны на свой внутренний рынок, правительство Румынии решило отдать в концессию зарубежным структурам, в том числе ЛУКОЙЛу, сеть магистральных нефтепроводов госкомпании Petrotrans. Очевидно, что таким образом Румыния пытается найти средства на реконструкцию и улучшить финансовое состояние Petrotrans. Кроме ЛУКОЙЛа предложения были направлены австрийской OMV-Petrom и румынской частной компании Rompetrol. В ведении всех трех компаний находится несколько нефтеперерабатывающих заводов на территории Румынии, подключенных к транспортной инфраструктуре Petrotrans.

ЛУКОЙЛ неоднократно заявлял о своем намерении укрепиться на рынке Восточной Европы, и Румыния является одной из основных зон интереса компании. ЛУКОЙЛу уже принадлежит 93,7% одного из самых больших в Румынии нефтеперерабатывающих заводов Petrotel и порядка 300 АЗС. НПЗ связан с портом Констанца на Черном море нефтепроводом длиной 250 км. Однако эта труба находится в аварийном состоянии. Поэтому сейчас компания поставляет нефть железнодорожным транспортом. В концессии нефтепроводов Petrotrans ЛУКОЙЛ привлекает в первую очередь возможность сократить затраты на поставки нефти. Но сейчас трудно сказать, когда трубопровод может быть готов к эксплуатации, более того, неизвестен объем необходимых капиталовложений. Так что пока ЛУКОЙЛ, как говорят в пресс-службе компании, ведет переговоры с румынской стороной лишь по вопросам технического состояния магистрали и обеспечения его безопасности.

Эксперты же отмечают, что с финансово-экономической точки зрения приватизация Petrotrans является крайне неблагодарным делом, так как де-факто компания уже давно является банкротом. Нефтепроводная сеть компании сильно изношена и не соответствует современным стандартам. Кроме того, большие нарекания вызывает и безопасность транспортировки -- в начале этого года Petrotrans оказалась замешанной в скандале с пропажей из национальной трубопроводной системы 54,5 тыс. тонн нефтепродуктов, принадлежащих OMV-Petrom. По оценка ОМV, ущерб составил около 45 млн евро. Тогда претензии были предъявлены компаниям Conpet и Petrotrans, обеспечивающим транспортировку нефти и горючего в масштабах страны. Причем именно Petrotrans косвенно признала свою вину, изъявив готовность возместить 9 тыс. тонн нефтепродуктов.

В то же время аналитики рынка нефти отмечают, что сейчас в Европе наблюдается активный рост спроса на оставшиеся с советских времен производственные объекты. Одним из примеров может служить борьба за Mazeikiu Nafta или Transpetrol, которые в свое время ЮКОС приобрел с большим дисконтом, а сейчас их пытаются заполучить крупнейшие российские и восточноевропейские компании.

Анна ГОРШКОВА