Время новостей
     N°146, 16 августа 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.08.2006
«Не зарывайтесь»
Гарегин Тосунян против передачи информации о заемщиках в налоговые органы
Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян вчера продолжил дискуссию о том, должна ли поступать информация о заемщиках в налоговые органы от бюро кредитных историй. Как известно, Федеральная налоговая служба хочет получать от банков сведения о том, какие кредиты берут граждане и как их погашают. Эта информация, считают в ФНС, поможет ей бороться с «черными» и «серыми» зарплатными схемами, а также с другими незадекларированными доходами. Г-н Тосунян заявил, что он против этого предложения: если согласиться с этой инициативой, можно отбить у граждан желание давать информацию о своих кредитах в кредитные бюро. У налогового органа, полагает глава АРБ, для получения сведений о заемщиках должны быть мотивированные претензии к ним как к конкретным налогоплательщикам, а не просто желание получать всю информацию, а потом решать, как ее использовать.

При этом сами налоговики отказали банкирам во встречной услуге. По мнению многих банкиров, для кредитных организаций могла бы быть очень полезна база недобросовестных налогоплательщиков, которую создала Московская налоговая служба, ведь очевидно, что человек, у которого проблемы с налогами, вряд ли окажется добросовестным заемщиком. Но ФНС сообщила 1 июня Интерфаксу, что не будет предоставлять бюро кредитных историй никаких данных о налоговых отчислениях граждан, так как они составляют налоговую тайну. По мнению г-на Тосуняна, если налоговым органам станет доступна информация о заемщиках, то это будет означать, что она доступна всем, так как в последнее время распространены случаи несанкционированного ее распространения. «Давайте так скажем налоговым органам: господа, не зарывайтесь, умейте эффективно и грамотно пользоваться своими возможностями», -- заявил глава АРБ.

По мнению начальника аналитического управления Банка Москвы Кирилла Тремасова, с аргументами г-на Тосуняна частично можно согласиться. «Однако требования налоговиков тоже можно понять, -- говорит он. -- Ведь банки представляют в налоговые органы информацию о крупных счетах, и все это воспринимают нормально. Я думаю, что и к такому раскрытию информации можно приспособиться, тем более что ничего секретного в этих данных не содержится».

Кроме того, г-н Тосунян рассказал о том, что его ассоциация намерена создать кредитное агентство для оказания помощи клиентам в выборе кредитного продукта. По его словам, оно будет не только подбирать кредиты согласно требованиям клиентов, но и консультировать о том, как следует правильно составлять заявки для получения того или иного кредита, а также помогать в организации процесса выдачи займа. Г-н Тосунян утверждает, что «это выгодно банкам», поскольку в результате к ним пойдет поток клиентов.

«Сейчас на рынке уже активно работают, например, ипотечные брокеры, которые помогают клиенту выбрать наиболее подходящий банк, -- отмечает г-н Тремасов. -- Думаю, создание кредитного агентства -- это неплохая инициатива, но такое агентство не должно быть единственным. Столь значимую функцию нельзя объединять в одном органе, создавая монополию на консультирование». «Спрос на такие услуги сейчас очень велик, -- соглашается вице-президент МДМ-банка Анатолий Крайников. -- Однако каким образом будет создаваться сеть дистрибуции?» Этот вопрос встанет особенно остро, считает он, если учесть, что АРБ планирует вывести агентство на федеральный уровень. Кроме того, говорит г-н Крайников, вопросы вызывает эффективность работы агентства в секторах автокредитования и потребительского кредитования: «Ипотека сама по себе очень сложная вещь, здесь много различных нюансов, практически каждый ипотечный заемщик взвешенно подходит к определенному решению. Именно поэтому услуги ипотечных брокеров сейчас очень востребованы. Решение же по авто- и потребкредитованию клиенты, как правило, принимают на месте продаж. Они могут рассмотреть несколько предложений, сравнить условия, но едва ли захотят советоваться с каким-либо агентством, особенно если речь идет о кофемолке или холодильнике».

Николай КОЧЕЛЯГИН