Время новостей
     N°199, 29 октября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.10.2001
Эдуард Сагалаев: Мы серьезная лоббистская организация и должны уметь находить общий язык со всеми
Об итогах VI съезда Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ), прошедшего 26 октября, корреспонденту газеты «Время новостей» Максиму БАЛУТЕНКО рассказал президент ассоциации Эдуард САГАЛАЕВ.

-- Каковы основные итоги прошедшего съезда?

-- Обсуждались кардинальные проблемы развития телевидения и радиовещания: законодательство, правовой статус телекомпаний и радиостанций, вообще правовой вакуум в целом ряде вопросов. В частности, мы считаем, что настало время принять закон «О теле- и радиовещании», где помимо прав граждан страны на информацию и прав журналистов на ее получение было бы четко прописано разграничение прав, обязанностей и полномочий собственников, власти и редакционных коллективов телевизионных и радиовещательных структур. Нынешнюю ситуацию с телевидением и радиовещанием я бы охарактеризовал как некий «бермудский треугольник», в котором одни компании исчезают, другие появляются, причем все это происходит болезненно, с потом и кровью. Достаточно привести примеры с НТВ, ТВ-6, вспомнить ситуацию вокруг ТВК «Липецк». Таких примеров по российским регионам можно назвать десятки.

Еще один важный вопрос, рассмотренный съездом, касается запрета региональным властям быть собственниками местных телерадиокомпаний. Лично я это решение приветствую. Нынешнюю ситуацию в регионах иначе как сведением счетов не назовешь. Этот процесс не может нас не беспокоить, как и то, что последнее время становится все больше телерадиокомпаний, которые де-юре или де-факто уже принадлежат властным структурам.

Мы за существование государственного телевидения и радиовещания, но телерадиовещания общефедерального, как в случае РТР, телеканала «Культура», «Радио России». Мы считаем, что государственными структурами должна быть создана некая вертикаль, которая озвучивала бы общегосударственные интересы. И они не должны каким-то ложным образом интерпретироваться на местах как необходимость строить свою местную вертикальную власть в области СМИ.

На съезде также обсуждались актуальные вопросы развития отрасли, включая проблемы, связанные с телесетями. Сегодня происходит очень интересный процесс, когда общефедеральные сети вытесняют регионалов, сужая для них поле эфира на их каналах за счет своего продукта. Центральные компании уверены, что их продукция более рейтинговая, и зачастую это действительно так и есть.

-- Это касается ситуации, сложившейся вокруг канала «ТВ-6 Москва»?

-- Не только. Ситуация вокруг канала «ТВ-6 Москва» -- это лишь яркий пример среди прочих. На сегодня это уже тенденция, и это определенный вызов Москвы регионам. И ряд телерадиокомпаний, в том числе такие, как «Окружная ТРК «Югра» из Ханты-Мансийска, «Южный регион» из Ростова-на-Дону, не являясь частью какой-либо общефедеральной сети, сами выходят на спутниковое вещание, создают свои межрегиональные сети и успешно существуют за счет собственного программного продукта.

-- Как бы вы оценили тот факт, что региональные телерадиокомпании все чаще заявляют центру о себе как равноценные партнеры по переговорам?

-- Объективно так оно и происходит. Повторюсь, что есть тенденция выдавливания местного программного продукта. В этом случае региональные телерадиокомпании либо погибают, либо покоряются центру. При этом для центральных сетевых компаний есть большая угроза растерять своих региональных партнеров, а вместе с ними и свою аудиторию, в том случае, если центр не будет проявлять определенную гибкость в своих взаимоотношениях с регионалами. И в этом диалоге мы выступаем в какой-то мере связующим звеном или третейским судьей.

-- Как бы вы оценили нынешние взаимоотношения НАТ с государственными органами власти?

-- Я бы их оценил как конструктивные. Мы серьезная лоббистская организация (только за последний год было создано уже девять региональных представительств НАТ, а во время съезда в ее ряды было принято 18 новых членов), которая должна уметь находить общий язык со всеми. Если нужно -- давить, если нужно -- поддерживать, стимулировать в решении насущных проблем нашей отрасли. Речь идет прежде всего о вопросах внедрения цифровых технологий, принятия законов или поправок к ним, а также о таких сферах как принятие нормативных актов правительства, развитие социально значимых проектов телевидения или выделение грантов для создания ряда целевых программ.

Беседовал Максим БАЛУТЕНКО