Время новостей
     N°199, 29 октября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.10.2001
«Газпром» без энергии
Паралич власти в крупнейшей корпорации страны
Управленческий кризис в «Газпроме», который был очевиден лишь немногим, на 149-й день правления Алексея Миллера вылился в открытый скандал. Прямо на заседании совета директоров в конце прошлой недели в результате обсуждения вопроса о СИБУРе о своем желании уйти в отставку заявил первый зампред правления концерна Петр Родионов - единственный представитель «старого» менеджмента, который получил повышение при Миллере.

Поступок Родионова в правительстве расценили снисходительно («человек имеет право на эмоции»), но и дальше не замечать глубокий управленческий кризис, в который погрузился «Газпром» за последние пять месяцев, в Белом доме считают опасным. В этом и состоит главный результат длившегося в прошлый четверг до самой ночи заседания совета директоров.

«Очень трудно понять мотивы нынешнего руководства «Газпрома». Я боюсь, что у них вообще никаких мотивов нет. Есть боязнь принять какое-либо решение. Любое. Как-то, может быть, само утрясется... Вот было бы здорово: раз - и все решилось! Такая мотивация присутствует, как мне представляется, уже не только в их отношении к медиаактивам, но и в отношении ко всем остальным активам, которые принадлежат «Газпрому». Возможно, это мнение, принадлежащее Альфреду Коху, и покажется предвзятым, учитывая обстоятельства его ухода из «Газпром-медиа». Однако итоги того же четвергового заседания совета директоров - увы, новое подтверждение того, что в крупнейшей корпорации страны иссякла всякая управленческая энергия.

Совет директоров пытался (причем не в первый раз) решить судьбу двух активов «Газпрома» - СИБУРа и переданных «Итере» акций ЗАО «Пургаз». Скандал разразился, когда докладчик - Петр Родионов - предложил от имени правления вновь отложить решение по СИБУРу («Газпрому» предлагается потратить почти 1 млрд долл на выкуп допэмиссии акций СИБУРа, однако без гарантий сохранения контрольного пакета в этом нефтехимическом холдинге). Как пояснил газете «Время новостей» источник в «Газпроме», эту формулировку г-н Родионов внес по настоянию Алексея Миллера, слегшего накануне заседания совета в больницу. После бурной дискуссии г-н Родионов высказался более определенно: участвовать в допэмиссии вообще нельзя, поскольку новые вложения в СИБУР - это и есть для «Газпрома» разбазаривание активов. Тем не менее, вопрос о СИБУРе совету директоров придется рассматривать еще раз, на внеочередном заседании через неделю. Директора предпочли дать менеджменту «Газпрома» время понять, хватит ли у него сил, интеллекта и юридической сноровки для того, чтобы, обладая тремя голосами из 17 в совете директоров СИБУРа, заблокировать допэмиссию акций холдинга.

Аналогична ситуация и с «Пургазом»: чтобы решить положительно вопрос о выкупе у «Итеры» акций этой компании, директора признали целесообразным провести в декабре «комплексное рассмотрение вопросов взаимоотношений «Газпрома» с группой компаний «Итера». Правлению дано и еще одно важное поручение - подготовить к очередному заседанию в конце ноября сообщение о финансовой стратегии «Газпрома».

Мало кто из госчиновников, впрочем, питает иллюзии по поводу того, что правлению удастся выполнить все эти поручения. Пессимизм дополняется недоумением по поводу кадровой политики в корпорации: ни одно изменение в составе правления в нарушение устава до сих пор не утверждено советом директоров. «Я вообще не понимаю, что там происходит - люди в правлении появляются, как грибы, неизвестно откуда, а совет директоров только ставится перед фактом», - говорит высокопоставленный правительственный чиновник. Вероятно, кадровый вопрос появится в повестке очередного ноябрьского заседания.

Однако этот же вопрос вне всякой повестки теперь постоянно задают себе и друг другу все, кто так или иначе связан с газовым гигантом: приспособлена ли вообще «команда» Алексея Миллера к решению стоящих перед «Газпромом» задач. До сих пор, через полтора месяца после назначений новых членов правления, между ними даже не распределены обязанности. Многочисленные аналитики трактуют этот факт в том смысле, что каждый (в первую очередь - первый зампред по экономике и финансам Петр Родионов и пришедший из банка «Менатеп Санкт-Петербург» зампред по финансам Виталий Савельев) тянет одеяло на себя. Но вспомним Коха: тянет так, чтобы в то же время принять как можно меньше ответственности.

«Любой финансовый вопрос, даже когда речь идет о том, чтобы «Газпром» смог избежать убытков в десятки миллионов долларов, повергает новых финансистов компании в ступор. Мало того, что они по причине отсутствия опыта просто не в состоянии осознать масштаб компании, они думают об одном: только бы потом их в чем-нибудь не обвинили», - делится впечатлением один из тесных партнеров «Газпрома».

Интенсивная критика в адрес руководства «Газпрома» могла бы расцениваться и как «заказная кампания», например, со стороны утративших в концерне свои позиции. Однако критики представляют самые разные стороны и структуры, а, главное, сам «Газпром» (не без «помощи» прежних управленцев) оказался сегодня в столь острой ситуации, что от новой команды требуются действительно сверхэнергичные усилия.

Очевидный управленческий кризис дал первый повод для разговоров об отставке г-на Миллера. Пока, правда, это лишь разговоры. «Менеджменту компании предстоит сейчас работать очень напряженно, чтобы оправдать пятимесячное бездействие», - косвенно опровергает прогнозы об отставке высокопоставленный источник в Белом доме. Сильные мира сего, однако, не говорят вслух о том, о чем открыто заявляют не обременные высокими должностями чиновники и эксперты: назначив Алексея Миллера только на основании собственного к нему доверия, Владимир Путин совершил свою первую серьезную ошибку. Послезавтра гг. Путин и Миллер должны были в торжественной обстановке запустить месторождение Заполярное - один из новых крупнейших источников газа. В выходные торжества перенесли на неопределенный срок в связи с болезнью главы «Газпрома» и «общей ситуацией».

Андрей ДЕНИСОВ