Время новостей
     N°144, 14 августа 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.08.2006
Меры пресечения
Михаилу Пиотровскому -- выговор, доценту Соболеву -- арест
Выговор -- это что-то из арсенала советских служащих, которых лишили премий и тринадцатой зарплаты. Тем не менее именно такую форму наказания выбрал руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой для директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. Выговор ему объявлен «за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей». Как, собственно, должен был исполнять служебные обязанности директор крупнейшего музея страны, где хранится примерно 3 млн экспонатов, только 150 тыс. из которых за семь лет внесено в электронный каталог, глава «Роскультуры» не пояснил, однако в приказе даны поручения администрации и различным службам Эрмитажа с указанием точных сроков их исполнения.

Многие общественные деятели и музейные работники, ужаснувшись размерами кражи, высказывали требование отставки Михаила Пиотровского. Сам он, однако, уходить со своего поста не собирается и заявил в интервью: «В Лувре бывали кражи серьезнее, но директор в отставку не ушел. Эрмитаж обнаружил свою болезнь. И мы ее будем лечить». Михаил Швыдкой высказался более радикально: «Тогда уж все должны уйти в отставку. По идее и я должен уйти». По мнению Швыдкого, у нас мало специалистов-профессионалов уровня Пиотровского: «Он знает музей, знает все его болячки». «Болячки» музейной системы знает и сам Швыдкой, уверенный в том, что большая часть проблем -- в хроническом недофинансировании культуры, которое ведет за собой отсутствие квалифицированных кадров, современных фондохранилищ, реестров и описаний музейных коллекций. Некоторые музеи имеют не разобранные фонды и даже не знают, что именно хранят.

Все эти вопросы, видимо, будут подняты сегодня на внеочередном заседании президиума Союза музеев России, президентом которого является Пиотровский. На заседании помимо руководителей ведущих музеев страны будут присутствовать Михаил Швыдкой и руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия («Росохранкультура») Борис Боярсков. Они проанализируют общую ситуацию, связанную с пропажами и кражами музейных предметов, обсудят пути решения проблем безопасности, сохранности музейных фондов, ответственности музеев по сохранению коллекций.

Между тем в деле о грандиозной краже появился еще один обвиняемый -- кандидат исторических наук, доцент Санкт-Петербургского университета 39-летний Иван Соболев. Он стал не просто четвертым обвиняемым в хищении -- у следствия есть данные подозревать его в организации всей этой крупной аферы. Соболев был арестован в ночь на пятницу на собственной даче в Ленинградской области.

В суде, рассматривавшем вопрос об избрании меры пресечения для Соболева, представители следствия заявили, что в соответствии с собранными ими сведениями историк вступил в преступный сговор с умершей осенью 2005 года за рабочим столом хранительницей Эрмитажа Ларисой Завадской и ее супругом Николаем Завадским, с которыми он был знаком много лет. Во время организованной в этом году проверки обнаружилось, что отдел русского искусства лишился 221 раритета общей стоимостью более 140 млн руб. Следователи утверждают, что посуду, кресты, иконы, ювелирные изделия и другие ценные экспонаты из фонда музея выносила сама покойная хранительница, передавая их затем своему мужу. А сбытом, предположительно, занимался Соболев. Более того, оперативники считают почти доказанным, что именно задержанный доцент был идейным вдохновителем и организатором продолжавшихся много лет краж. По некоторой информации, супруг хранительницы Николай Завадский на следствии дал показания, из которых следует, что именно Соболев предложил время от времени выносить экспонаты из Эрмитажа. Он также взял на себя продажу части краденого. Впрочем, следствие не исключает, что у этого преступления могут быть и другие организаторы, которых сейчас устанавливают оперативники. Возможно, в ближайшее время в этом деле стоит ждать новых задержаний, тем более что Михаил Пиотровский недавно намекнул, что за кражей могло стоять несколько таких «вдохновителей».

Адвокат доцента-историка заявил в суде, что его подзащитный не общается с Завадскими с 1995 года, а потому не может иметь никакого отношения к краже из музея. На что представители парировали, что союз историка и семьи Завадских образовался в 1992--1993 годах, и именно тогда начались хищения.

Тем временем антиквары продолжают возвращать утраченные раритеты в Эрмитаж. Причем если раньше владельцы сокровищ подбрасывали их в мусорные баки, то теперь они начинают это делать открыто. В субботу хозяева одного из питерских ломбардов перед телекамерами передали музейщикам золотой крест стоимостью более 10 тыс. долл., принесенный для продажи год назад Николаем Завадским. А перед этим неизвестные позвонили в ФСБ и сообщили, что оставили в камере хранения на Московском вокзале две иконы и крест. По данным на вчерашний день, в общей сложности было возвращено 17 из всех украденных из Эрмитажа раритетов.

Глеб МЫШКИН, Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург
//  читайте тему  //  Хищения в Эрмитаже