Время новостей
     N°142, 10 августа 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.08.2006
Ложный вывод
Федеральный центр сократит военное присутствие в Чечне
Президент Владимир Путин встретился вчера с премьер-министром Чечни Рамзаном Кадыровым, который рассказал ему о восстановлении чеченских городов. Несмотря на то что восстановление республики, разрушенной в результате двух войн, в последние недели вновь попало в поле пристального внимания федеральных властей, официальная информация о встрече была крайне скупой. Кремлевская пресс-служба сообщила лишь, что г-н Кадыров доложил главе государства о работе республиканского кабинета министров, строительстве жилья и объектов инфраструктуры, восстановлении газопроводов и электрификации труднодоступных горных районов. Между тем двум политикам, которых эксперты называют самыми влиятельными фигурами чеченского политического процесса, было что обсудить помимо сугубо гражданских тем.

Во вторник стало известно о президентском указе, в котором говорится о выводе из Чечни частей внутренних войск МВД РФ и войск Минобороны. Указ «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов президента РФ по вопросам совершенствования управления контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона РФ» был подписан 2 августа. В нем действительно есть пункт, в котором МВД и Минобороны предложено к 15 декабря текущего года разработать предложения о реорганизации Объединенной группировки на Северном Кавказе, «предусмотрев возможность поэтапного вывода в 2007--2008 годах» подразделений, дислоцированных в Чечне на временной основе.

По мнению премьера Чечни, указ логично вытекает из высокой оценки, которую президент России дал работе чеченских правоохранительных структур. «МВД Чеченской Республики на сегодняшний день способно самостоятельно контролировать обстановку в республике», -- заявил вчера г-н Кадыров. По его словам, чеченский народ «осознал и понял угрозу, которую нес ему ваххабизм, и практически единым фронтом выступил против этой опасности, полностью поддерживая действия правоохранительных органов». Чеченский премьер всячески приветствовал вывод федеральных подразделений временной дислокации, пообещав, что он не скажется отрицательно на обстановке в республике. И добавил, что чеченское руководство «ценит помощь, оказанную российскими войсками в проведении контртеррористической операции».

Требование вывода федеральных войск озвучивается чеченским руководством непрерывно в течение последних двух-трех лет. Причем только действующий президент Алу Алханов всегда корректно поясняет, что речь идет не обо всех войсках, как это случилось после завершения первой военной кампании 1994--1996 годов, а лишь о так называемых «избыточных» частях -- обо всех, кроме тех, что должны остаться в Чечне на постоянной основе. Очевидно, позитивные эмоции Рамзана Кадырова в связи с новым президентским указом помешали ему вспомнить о том, что российские войска отнюдь не помогали чеченскому руководству в проведении контртеррористической операции. Скорее наоборот, нынешнее чеченское руководство было создано в 1999--2000 годах для того, чтобы помогать войскам.

Однако позднее роли переменились. Новая гражданская власть Чечни, которую олицетворял бывший муфтий сепаратистской Ичкерии Ахмат-хаджи Кадыров и группа его единомышленников, действительно считавших исламский фундаментализм неприемлемым для Чечни и резко критиковавших президента Аслана Масхадова за потворство экстремистам, нашла способ сформировать свои собственные силовые структуры. При этом не скрывалось, что костяк этих структур составляют бывшие боевики, сдавшиеся под гарантии безопасности, данные лично Ахматом Кадыровым, а позднее его сыном Рамзаном. Эта «серая» амнистия происходила не без внимания УФСБ по Чечне, но фактически в обход официальных процедур. По данным президента Алханова, число сдавшихся боевиков давно превысило 7 тыс. человек, тогда как официальной амнистией воспользовалось лишь несколько сотен человек. Формально эти бойцы почти полностью вписаны в штатные расписания МВД, но в реальности их принадлежность к федеральной милицейской вертикали очень условна.

Одновременно шло сокращение федеральной группировки: весной нынешнего года начальник главного штаба внутренних войск МВД РФ генерал-лейтенант Сергей Бунин сообщил, что численность группировки (включая силы МВД и Минобороны) составляет около 25 тыс. человек. Это почти вчетверо меньше, чем в 2001--2002 годах, и уже почти совпадает с численностью войск, которые должны будут остаться в Чечне на постоянной основе.

Постоянный контингент будет состоять из 42-й мотострелковой дивизии Минобороны, 46-й отдельной бригады оперативного назначений внутренних войск МВД и Аргунского погранотряда ФСБ России. Известно, что сокращение группировки не вызывает энтузиазма у ее офицеров, которые понимают, что реальный контроль над территорией Чечни переходит к республиканским структурам -- то есть зачастую к тем, что еще недавно противостоял им с оружием в руках.

Впрочем, президентский указ пока содержит скорее политическую программу, нежели план поэтапного вывода войск. Речь идет только о подготовке предложений по возможному выводу. А часть положений указа свидетельствует, что в Кремле пока далеки от мысли считать Чечню рядовым регионом, таким же, как другие субъекты Российской Федерации. В приложении к указу приведен состав оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями в Чечне, который состоит в отличие от обычного региона не из шести, а из 21 человека, причем собственно республиканские власти представлены там только президентом республики и министром внутренних дел. Начальником оперативного штаба по должности является один из замов федерального министра внутренних дел генерал-лейтенант Аркадий Еделев, в штаб входят командующие объединенной группировки и Северо-Кавказского военного округа, начальник УФСБ по Чечне, комендант республики и другие высокопоставленные представители федеральных структур.

По указу чеченский оперативный штаб получил дополнительные полномочия по непосредственному руководству силами и средствами по пресечению террористической деятельности на всем Северном Кавказе и право планировать оперативную работу федеральной группировки в Чечне. Напомним, свои услуги по борьбе с терроризмом в сопредельных регионах многократно предлагал именно Рамзан Кадыров, подчеркивая, что бойцы созданных им чеченских силовых структур обладают достаточным опытом и квалификацией. Кремль же хоть и хвалит чеченцев за оперативные успехи, полагаться предпочитает на собственные силы. Премьер-министру Чечни, который, к слову, передал силовые функции своему новому заместителю и давнему соратнику Адаму Делимханову, видимо, придется концентрироваться на гражданских вопросах.

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Ситуация в Чечне