Время новостей
     N°142, 10 августа 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.08.2006
Ген воина
Новозеландский ученый жестоко обидел аборигенов Новой Зеландии
Когда биолог Род Ли из веллингтонского Института исследований окружающей среды готовил свой доклад для научной конференции, он, наверное, надеялся, что его работу заметят специалисты. Может быть, он полагал, что полученные им результаты будут использованы практикующими медиками и фармацевтами. Не исключено, что втайне он мечтал когда-нибудь добиться всемирной славы, которая приходит к нобелевским лауреатам. Однако его вполне обычное исследование вызвало громкий скандал: доктора Ли обвинили в том, что он якобы нашел «ген воина», провоцирующий излишнюю агрессивность у новозеландских аборигенов маори. Это может намертво приклеить к нему ярлык «скрытого расиста», хотя, похоже, унижать и угнетать маори доктор Ли совершенно не собирался.

На самом деле Род Ли занимался вполне невинными изысканиями на стыке биологии и медицины. Он исследовал связь индивидуальных особенностей обмена веществ и пристрастия к курению. По его словам, существует любопытная зависимость между количеством выкуриваемого табака и наличием в организме энзима моноамин оксидаза. Это вещество, в частности, участвует в процессах разложения никотина, поэтому чем больше энзима в организме, тем быстрее курильщик теряет никотин и тем чаще он тянется за очередной сигаретой. Высокий или низкий уровень моноамин оксидаза зависит в основном от наследственности и определяется наличием у человека определенного гена. И доктор Ли предложил модифицировать традиционные способы лечения табачной зависимости, в которых обычно используются никотиновые ингаляторы или пластыри. По его словам, людям с высоким уровнем моноамин оксидазы нужны сильнодействующие пластыри, тем же, у кого этого энзима от природы мало, достаточно небольших доз никотина.

Но на свою беду Род Ли по ходу дела привел крайне неудачный пример. Изучая этот энзим, он брал анализы не только у европеоидов-новозеландцев, но и у аборигенов-маори. И был совершенно прав: раз уж генетика антропологических типов несколько отлична, почему бы для чистоты эксперимента не сравнить эти данные. Результаты обследования показали, что высоким содержанием разлагающего никотин вещества могут похвастаться 30% белых и 60% маори. Для исследования доктора Ли это значило лишь то, что с точки зрения обмена веществ среди маори вдвое больше людей, которые склонны к высоким дозам никотина и к выкуриванию большого количества сигарет. Но, к сожалению, ученый упомянул, что моноамин оксидаза отвечает не только за переработку никотина.

Этот энзим подавляет действие нескольких гормонов, участвующих в работе нашей нервной системы, например адреналина, серотонина, допамина, отвечающих, в частности, за настроение и эмоции человека. Так, считается, что большое количество этого вещества связано с депрессивными состояниями, и потому при их лечении прописывают таблетки, уменьшающие активность энзима. Моноамин оксидазу часто связывают и с агрессивностью, склонностью к риску, в том числе и к нарушению норм и правил. Именно тут Род Ли и наступил на любимую мозоль новозеландских аборигенов.

Проблема заключается в том, что общественное мнение в Новой Зеландии, равно как и статистика, согласно с тем, что агрессивность и склонность к насилию являются здесь серьезной социальной проблемой. В частности, утверждается, что особенно сложное положение складывается в семьях маори. В отчете местного правительства эта ситуация названа «эндемичной» (то есть характерной именно для новозеландского общества) и «постыдной», сообщает Рейтер. Агентство добавляет, что, по данным властей, дети младше пяти лет из семей маори вдвое чаще попадают в больницы с «намеренно нанесенными повреждениями», чем ребята из других этнических групп. В июне страну потрясла трагедия в Окленде: двое трехмесячных близнецов-маори были доставлены в клинику с тяжелыми ранениями головы и вскоре скончались. Родители погибших детей отказались от сотрудничества с полицией. А недавний отчет ЮНИСЕФ утверждает, что ежегодно с насилием в семье сталкивается от 18 до 35 тыс. новозеландских детей (все население страны составляет чуть более 4 млн человек). Обычно причиной подобных отличий считают незавидное социальное положение меньшинств: после прихода европейцев и вплоть до второй половины прошлого века иммигранты действительно относились к маори не самым лучшим образом, аборигены вытеснялись и занимали низшие ступени в обществе.

И маори возмутились, поскольку, видимо, сочли, что Род Ли своим исследованием поставил их народ в положение психически нестабильных типов, генетически отличающихся от иммигрантов-европеоидов. Ученый честно признавал, что не списывает все только на ДНК: «Я полагаю, что этот ген (ответственный за повышенный уровень энзима. -- В.Д.) в целом влияет на поведение людей, но также считаю, что это влияние весьма незначительно». По его мнению, следует принимать в расчет и воспитание, и социально-экономические условия, и другие особенности образа жизни людей.

Но общественные деятели, защищающие права маори, фактически обвинили Рода Ли в «антимаоризме». Сопредседатель партии маори Тариана Туриа скаламбурила на радио: «Я должна признать, что когда я услышала об этом докладе, я подумала: «Ну вот, еще один доклад, объясняющий нам, какие мы сумасшедшие, дурные и ужасные (mad, bad and sad)». Но я горжусь тем, что когда я езжу по стране, я вижу совсем иное». А член новозеландского парламента от маори Хоун Харавира заявил, что основными факторами, влияющими на жестокое поведение аборигенов, являются высокая безработица, плохое здоровье, низкая продолжительность жизни, труднодоступность образования и во многих случаях нищета. «Покажите мне такую группу людей, которые в такой ситуации не были бы агрессивными», -- заявил депутат.

Владимир ДЗАГУТО