Время новостей
     N°139, 07 августа 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.08.2006
Санкционированные приступы
Госдепартамент всегда чутко реагировал на сближение Москвы и Тегерана
Сотрудничество постсоветской России с Ираном с середины 1990-х годов наталкивалось на сопротивление Вашингтона. В США с 1992 года действовал закон, предусматривавший возможность санкций против организаций и стран, поставлявших Тегерану и Багдаду оружие. Позже, в 1996 году, Иран попал под экспортный запрет американцев и как «страна, поддерживающая терроризм». Но в первой половине 90-х Российская Федерация поставляла ИРИ военные самолеты, дизельные субмарины, танки, зенитно-ракетные комплексы С-200 и т.п. Суммы оружейных контрактов Москвы и Тегерана превышали 4 млрд долларов.

Однако США удалось убедить Россию отказаться от продолжения военного сотрудничества с Ираном. Для этого Вашингтону пришлось пойти на секретное соглашение с Москвой. В 1995 году вице-президент США Альберт Гор и премьер-министр Виктор Черномырдин подписали компромиссный документ, позволявший России завершить поставки оружия Тегерану по уже заключенным контрактам. Новых соглашений с Ираном Россия больше не заключала, а США не вводили предусмотренных своим законодательством санкций.

Содержание секретной договоренности стало достоянием публики в конце 1998 года, и уже в январе следующего года американцы ввели первые санкции в адрес российских организаций. В частности, ограничения на сотрудничество коснулись Российского химико-технологического института им. Менделеева и Научно-исследовательского конструкторского института энерготехники (НИКИЭТ). Еще три российские компании подпали под санкции в апреле того же года.

Еще один всплеск американских санкций против россиян случился в 2003--2004 годах. Сначала в сентябре 2003 года Вашингтон обвинил в продаже Ирану ракет и противотанковых комплексов «Корнет» Тульское КБ приборостроения, запрет на сотрудничество американцев с туляками действовал в течение года. А в апреле 2004 года на два года под заокеанские санкции, вызванные «иранским вопросом», подпал Омский моторостроительный завод им. Баранова. Кстати, в марте того же года закончилось действие ограничений на сотрудничество с РХТУ, НИКИЭТ и другими отечественными фирмами, санкции против которых были введены после разглашения договоренностей в 1999 году.