Время новостей
     N°139, 07 августа 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.08.2006
"Ни винта, ни гайки"
Санкции против российских компаний могут ударить по Boeing
Госдепартамент США объявил о введении на два года санкций против семи компаний из четырех стран -- Кубы, Индии, Северной Кореи и России. Правительство США пришло к выводу, что названные страны и их компании причастны к поставкам в Иран оборудования и технологий, которые потенциально могли внести «вклад в разработку оружия массового уничтожения, крылатых или баллистических ракет». Полный объем санкций пока неизвестен, но дипломатический скандал уже обеспечен.

В черный список госдепартамента попали две ведущие российские компании: ФГУП «Рособоронэкспорт» и авиационная холдинговая компания (АХК) «Сухой». Обеим инкриминируется нарушение американского закона «О нераспространении в отношении Ирана». Этот внутренний акт США 2000 года налагает запрет на сотрудничество с Ираном «в сфере распространения оружия массового уничтожения». Российский МИД уже откликнулся на обвинение в адрес компаний, к тому же не имеющих прямого отношения к производству оружия массового поражения, под каковым обычно подразумевают ядерное или химическое оружие. «По сути, речь идет об очередной неправомерной попытке заставить иностранные компании работать по внутреннему американскому распорядку», -- говорится в заявлении российского внешнеполитического ведомства. В МИДе называют введение санкций политическим и правовым анахронизмом. Тем более что США хорошо известна номенклатура продукции, поставляемой в Иран компаниями-изгоями.

Российское Министерство обороны, не обременяя себя дипломатическими формулировками, назвало американские санкции еще одним примером недобросовестной конкуренции со стороны США на мировом рынке вооружений. В министерстве полагают, что время для санкций выбрано не случайно: объемы экспортных поставок «Рособоронэкспорта» увеличиваются, и портфель заказов компании быстро растет.

В самих компаниях также убеждены, что предлог для введения санкций надуман. Заместитель генерального директора АХК "Сухой" Вадим Разумовский заявил "Времени новостей": "За последние семь-восемь лет мы не поставили Ирану ни винта, ни гайки". Вполне вероятно, что источник гнева госдепартамента США находится совсем в другой части планеты, -- раздражение Кондолизы Райс мог вызвать заключенный недавно крупный контракт с Венесуэлой о поставках в эту страну российской военной техники и вооружения. Речь идет, напомним, не только об автоматах Калашникова, но и, в частности, о 24 самолетах Су-30 и 38 вертолетах (34 Ми-17, два Ми-26, два Ми-35).

В компании «Сухой» категорически отвергают обвинения американского госдепа в свой адрес. «Мы давно присутствуем на рынке США, очень внимательно изучаем законодательство и никогда ничего не нарушали и нарушать не собираемся», -- заявил заместитель гендиректора АХК «Сухой» Александр Клементьев. Да и до этого «Сухой» через «Рособоронэкспорт» поставлял в Иран лишь то, что имело отношение к технике, проданной в эту страну еще в начале 90-х годов прошлого века.

Авиастроители надеются, что решение о введении санкций основано на недостоверной информации и в ближайшее время госдепартамент его пересмотрит. Ведь санкции могут отразиться на работах по созданию регионального самолета нового поколения -- его наш авиапром создает совместно с несколькими американскими компаниями. Перспективный объем продаж таких самолетов оценивается на сегодня в 12 млрд долл., прогнозируемый спрос -- около 800 машин в течение 20 лет.

Вчера руководители АХК «Сухой» ожидали вердикта своих юристов, чтобы узнать, в какой степени будут затронуты интересы компании с точки зрения бизнеса. Без подробного анализа документа госдепа высказывались предположения о том, что, возможно, изменятся сроки вывода нового самолета на международный рынок, на американский же рынок путь для него может быть закрыт вовсе.

При самом худшем развитии событий, как сообщили «Времени новостей» в компании, россиянам придется искать новых поставщиков комплектующих для регионального самолета. Однако и здесь есть выход. Дело в том, что по комплектующим проводились тендеры, их выиграли американцы, однако были в этих конкурсах и "вторые номера", к которым могут обратиться с предложением о сотрудничестве представители компании "Сухой".

В "Рособоронэкспорте» экономическую сторону демарша госдепартамента США пока не рассматривают вовсе. «Экономического ущерба для «Рособоронэкспорта» данные санкции не нанесут», -- заверил руководитель аппарата генерального директора ФГУП Дмитрий Шугаев. Тем не менее госпосредник официально предупредил: введение санкций может рассматриваться «как акт, способный впоследствии оказать негативное воздействие на российско-американское партнерство как в области противодействия нелегальным поставкам контрафактной продукции военного назначения российского образца, в частности в Ирак и Афганистан, так и на сотрудничество по другим перспективным проектам». Представители «Рособоронэкспорта» утверждают, что аналогичные вооружения и военную технику поставляют в Иран многие зарубежные фирмы, в том числе из стран -- союзников США и НАТО.

Между тем не исключено, что последствия введения санкций испытают в первую очередь американские же компании, которым придется поплатиться за несогласованность действий своего руководства. Источник в российских военно-дипломатических кругах сообщил «Времени новостей», что инициатором введения санкций была госсекретарь Кондолиза Райс и не исключено, что президент Джордж Буш либо был в неведении, либо его в самый последний момент убедили в необходимости этой эмоциональной акции. О том, что решение госдепа было вызвано в первую очередь эмоциями, а не здравым расчетом, говорит тот факт, что о санкциях в отношении российских фирм было объявлено за несколько дней до важной даты, -- на следующей неделе «Аэрофлот» должен принять решение о закупке у американской компании Boeing двух десятков пассажирских самолетов. Вполне возможно, что теперь предпочтение будет отдано европейцам -- компании Airbus, входящий в концерн ЕАДС. Недополученная прибыль американцев, по оценкам наших экспертов, может составить более 1 млрд долларов.

Но помимо этого самолетостроительному гиганту Boeing стоит ждать и других неприятных последствий введения санкций. В новейшей продукции концерна растет доля деталей из титана, поставляемых российской компанией «Ависма». Как пообещал на недавнем салоне в Фарнборо глава «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов, «более чем блокирующий» пакет «Ависмы» в ближайшее время будет принадлежать "Рособоронэкспорту" (а по некоторым данным, эта сделка уже состоялась). Менеджеры Boeing опасались неконструктивных шагов со стороны «Рособоронэкспорта», однако удар в итоге получили от американской администрации. Теперь преференции по титану вполне может получить Airbus, а Boeing будет вынужден закупать этот материал втридорога.

Но и это не все: по данным информированного собеседника «Времени новостей», Китай, наблюдая за санкциями госдепа, может изменить свое предварительное решение о закупке более чем двухсот самолетов фирмы Boeing и отдать предпочтение его европейскому конкуренту. «В Париже и Тулузе, где налажено производство аэробусов, -- сказал собеседник «Времени новостей», -- пьют шампанское и благодарят г-жу Райс».

Николай ПОРОСКОВ