Время новостей
     N°197, 25 октября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.10.2001
Конвульсии конверсии
Омский «Трансмаш» переходит на мирные рельсы
Крупнейшее предприятие военно-промышленного комплекса -- омский «Трансмаш» намерен вместо танков выпускать вагоны и другую железнодорожную технику. Об этом сообщил на днях омский губернатор Леонид Полежаев. Никаких конкретных данных о переориентации завода не сообщается, да и скорее всего их просто пока нет. Заводчане только начали переговоры с железнодорожниками и пошли на это не от хорошей жизни.

«Трансмаш» был первым в стране специализированным предприятием с замкнутым циклом танкового производства. Завод выпускал серийно танки, танковые мостоукладчики, бронированные ремонтно-эвакуационные машины, танковые тренажеры. Основная военная продукция -- танк Т-80У с комплексом активной защиты, которая способна эффективно противостоять поражению кумулятивными ракетами и гранатами. В 60--70-е годы завод выпускал до 1000 танков в год, а сейчас фактически стоит, так как госзаказа нет, а экспортные перспективы Т-80У, как выразился г-н Полежаев, «сомнительны».

Последний экспортный контракт -- тендер на поставку бронетехники в Грецию 1998 года -- омичи проиграли. Между тем постоянный соперник «Трансмаша» -- нижнетагильский «Уралвагонзавод» -- получил крупный заказ от Индии на поставку своих Т-90. Спасением для «Трансмаша» мог стать госзаказ, но Минобороны дало понять, что бюджет России не выдержит двух танковых гигантов, и выбрало Нижний Тагил. Слова начальника автобронетанковых войск Александра Маева о превосходных качествах Т-80У никакого действия не возымели.

Теперь на «Трансмаше» начинается реконструкция, в ходе которой танкостроение будет выведено в отдельное производство. Причем это производство перестанет быть профильным для объединения. Основные же производственные мощности будут отданы под выпуск гражданской продукции, а именно железнодорожной техники. Омские власти ведут переговоры с Министерством путей сообщения.

Сталелитейные цехи и другие мощности «Трансмаша» подходят под выпуск крупногабаритной и металлоемкой техники, такой, как железнодорожные транспортные средства. А МПС как раз испытывает нехватку в вагонах.

Омская область таким образом может стать территорией, специализирующейся на выпуске техники для нужд МПС. На юге Омской области, на станции Иртышская, в корпусах бывшего вагонного депо уже разворачивается производство колесных пар. Этот завод покроет потребности Западно-Сибирской железной дороги. Не исключено, что со временем «Трансмаш» и это предприятие станут смежниками.

Борис КУРКИН, Омск