Время новостей
     N°137, 03 августа 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.08.2006
Страшнее Красной армии
Румыния призывает найти конкурентов «Газпрому», а Сербия готова пустить его на свой рынок
Потенциальные участники двух конкурирующих проектов доставки газа в Юго-Восточную Европу отстаивают свои позиции. Сербский премьер-министр Воислав Коштуница вчера рассказал о грядущих инвестициях «Газпрома» в строительство на территории его страны нового газопровода, по которому российское сырье пойдет через Турцию и Балканы на промышленный север Италии. В то же время президент Румынии Трайан Басеску в Вашингтоне активно пропагандирует альтернативный проект -- Nabucco, который разрабатывают госкомпании Турции, Болгарии, Румынии и Венгрии, а также австрийский нефтегазовый концерн OMV, чтобы обеспечить растущие потребности региона за счет иранского газа.

По словам г-на Коштуницы, Сербия получит существенную выгоду «от новых, исключительно важных инвестиций «Газпрома» в размере около 1 млрд долл.». Об инвестиционных амбициях российского гиганта премьер объявил в рамках официальных мероприятий, связанных с продажей национального сотового оператора Mobi63 норвежской Telenor за 1,93 млрд долл. Планы «Газпрома», считает он, хороший знак для страны, который позволит создать «правовую и экономическую базу» для развития. А министр энергетики республики Радомир Наумов добавил, что речь идет о строительстве сербского участка газопровода мощностью 20 млрд кубометров в год, который будет проложен из Турции через Болгарию, Сербию, Хорватию и Словению к итальянскому городу Триесту.

В «Газпроме» вчера отказались комментировать ситуацию. Но судя по всему, сербские власти поторопились с объявлением. Пока у «Газпрома» есть лишь желание опередить конкурентов с их проектом Nabucco. Ни маршрут сербской трубы, ни рынки сбыта, ни объем газа окончательно не определены. Более того, полтора месяца назад председатель правления концерна Алексей Миллер подписал соглашение о сотрудничестве с венгерской MOL, которая стала главным партнером по проектированию газопровода под рабочим названием Южно-Европейский. А значит, маршрут предполагаемой трубы отличается от озвученного сербским министром энергетики, и пойдет она не через Боснию и Хорватию, а через Венгрию, которую «Газпром» готов признать региональным газораспределительным узлом в Восточной Европе. Для этого в стране планируется построить новую сеть подземных хранилищ общей емкостью не менее 10 млрд кубометров в год и модернизировать действующие подземные хранилища газа.

К тому же для газа, который «Газпром» собирается доставлять в Европу через Турцию, есть и другой трансбалканский коридор -- через Болгарию, Грецию и Адриатическое море в южную часть Италии. Правда, отношения «Газпрома» с греческими властями и потенциал рынка на сельскохозяйственном итальянском юге не позволяют считать этот проект приоритетным. Переговоры с правительством Болгарии, которая является ключевым транзитным партнером, идут очень сложно и, по словам министра экономики страны Румена Овчарова, «не приносят удовольствия».

Тем временем Румыния, которую «Газпром» не рассматривает в качестве перспективной транзитной территории, ищет политическую поддержку для Nabucco в США. «В ходе визита в Вашингтон президент страны заявил: «Газпром» сейчас более эффективен, чем Красная армия 40--60 лет назад. Этот монополист должен быть замещен за счет строительства новых мощностей для газоснабжения ЕС на условиях свободной конкуренции», -- цитирует г-на Басеску Reuters. Вчера же румынский министр энергетики Кодрут Шереш огласил одну из причин беспокойства властей: к концу года оптовая цена на российский газ для Румынии вырастет до 300--310 долл. (сейчас около 285 долл.) за тысячу кубометров.

Nabucco -- проект газопровода стоимостью 4,5 млрд евро, осуществляемый турецкой компанией Botas, австрийской OMV, венгерской MOL, болгарской Bulgargaz и румынской Transgaz. Однако, как отмечал зампред правления «Газпрома» Александр Медведев, у альтернативных Южно-Европейскому газопроводу проектов нет ни готовых ресурсов газа (Иран является опальной для Запада страной, а возить среднеазиатский газ через Каспий и республики Закавказья и практически невозможно, и дорого), ни рынков сбыта (отсутствуют действующие долгосрочные контракты, на которых можно было бы строить маркетинговую стратегию). Правда, и для «Газпрома» проект транспортировки газа с Ямала через всю Россию, Черное море, горную Турцию и несколько балканских государств несет намного больше рисков, чем, например, сотрудничество с Украиной по развитию ее газотранспортной системы.

Алексей ГРИВАЧ