Время новостей
     N°134, 31 июля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.07.2006
Пункт назначения -- Козьмино
Маршрут Восточного нефтепровода определен
«Транснефть» торопится завершить строительство нефтепровода Восточная Сибирь -- Тихий океан (ВСТО) и готова идти на уступки экологам. В минувшую пятницу президент компании Семен Вайншток сообщил в Иркутске, что конечной точкой нефтепровода, а также местом строительства экспортного нефтеналивного терминала станет бухта Козьмино в районе Находки. «Мы проработали все варианты и выбрали бухту Козьмино, -- приводит его слова ИТАР-ТАСС. -- В октябре будет готово технико-экономическое обоснование сооружения здесь нефтеналивного терминала». Как известно, изначально труба должна была выходить к берегу океана в бухте Перевозная. Таким образом, руководство «Транснефти» уже во второй раз изменило первоначально выбранный маршрут трубы, сделав это по экологическим мотивам, и проект принял законченный вид.

Смена конечной точки трубопровода, как и принятое в июне по поручению Владимира Путина решение «отодвинуть» трубу от Байкала, приведет к удлинению маршрута и удорожанию проекта. Правда, если первый «зигзаг» составил лишних 370 км и был оценен в 1 млрд долл. (зато, как говорил Владимир Путин, труба будет подходить вплотную к месторождениям "Сургутнефтегаза" и "Роснефти"), то Козьмино находится дальше Перевозной лишь на 50 км.

Проект ВСТО осуществляется в два этапа. В рамках первого планируется строительство участка нефтепровода Тайшет--Сковородино мощностью 30 млн тонн в год и нефтеналивного терминала на берегу Тихого океана. Второй этап предусматривает строительство нефтепровода Сковородино -- Тихий океан мощностью 50 млн тонн в год с возможным расширением на участке Тайшет--Сковородино до 80 млн тонн в год. Строительство первого этапа оценивается в 6,5 млрд долларов.

"Транснефть" разработала проект нефтепровода еще в прошлом году, 28 апреля этого года она приступила к строительству со стороны Тайшета, а вот с местом выхода к Тихому океану компания долго не могла определиться. Предложение сделать конечной точкой бухту Перевозная в Амурском заливе сразу вызвало резкое недовольство со стороны экологов. Всемирный фонд дикой природы (WWF) и Международный фонд защиты природы (IFAW) опубликовали внушительных размеров доклад, в котором содержался анализ десяти возможных вариантов размещения конечной точки нефтепровода и строительства терминала. Бухта Перевозная была названа в этом докладе «наихудшим из возможных вариантов». Экологов, по долгу службы, поддержало Министерство природных ресурсов. Осенью прошлого года во время визита во Владивосток глава МПР Юрий Трутнев назвал Перевозную «непригодной» для целей «Транснефти» и предложил бухту Козьмино. Недовольство было вызвано в первую очередь тем, что Перевозная -- это мелкая бухта, в которую не могут входить танкеры с дедвейтом 300 тыс. тонн. Кроме того, в непосредственной близости от бухты находятся два государственных заповедника -- «Кедровая падь» и Дальневосточный морской заповедник, а также федеральный заказник «Барсовый». А вот бухта Козьмино, еще 50 лет назад использовавшаяся как аэропорт для гидросамолетов, затем как база для раздела судов на металлолом и ныне заброшенная, у экологов нареканий не вызывает. Бухта Козьмино находится примерно на 50 км дальше первоначальной точки.

Определившись с маршрутом, компания активно продвигает планы по максимальному использованию нефтепровода. В пятницу г-н Вайншток сообщил, что одновременно с пуском первой очереди ВСТО начнет работу ответвление от Сковородино на Китай. Кроме того, еще до завершения строительства первого этапа нефтепровода по нему будет в реверсном режиме с востока на запад пущена нефть с разрабатываемого «Сургутнефтегазом» Талаканского месторождения до станции Усть-Кут, а оттуда по железной дороге потребителям.

Анна ГОРШКОВА