Время новостей
     N°129, 24 июля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.07.2006
Женевские связные
В Международный союз электросвязи вступила еще одна российская компания
20 июля в Женеве состоялось заседание Международного союза электросвязи (МСЭ), посвященное 50-летию со дня учреждения Сектора стандартизации Международного союза электросвязи (МСЭ-Т). В мероприятии участвовала российская делегация. На заседании было принято решение о приеме в МСЭ еще одного российского участника -- компании "Межрегиональный Транзит Телеком".

Международный союз электросвязи (английская аббревиатура -- ITU, International Telecommunication Union) существует с 17 мая 1865 года. В то время он носил название «Международный телеграфный союз» и был создан с целью обеспечить единую интернациональную систему телеграфной связи. Россия вступила в эту организацию 1 января 1866 года.

В нынешнем своем виде МСЭ имеет статус организации, учрежденной ООН. МСЭ хорошо известен специалистам в области связи, но почти незнаком обывателю. Между тем организация эта уникальна. Результатами труда участников МСЭ мы пользуемся каждый день -- без разработанных специалистами МСЭ международных стандартов невозможно было бы даже позвонить по телефону в другую страну. Благодаря МСЭ могут работать в планетарном масштабе сотовые сети и спутниковые системы связи. Уникальность МСЭ состоит также в том, что в ней вместе работают представители государственных органов и специалисты предприятий связи. Здесь разрабатываются также важные информационно-технологические стандарты. По мнению министра информационных технологий и связи РФ Леонида Реймана, при определенных условиях МСЭ может взять на себя роль координатора развития системы передачи данных, обеспечивающей функционирование Интернета. В настоящее время эти функции во многом выполняет другая организация -- ICANN, которая находится под патронатом правительства США.

Передовики отрасли

Что касается Сектора стандартизации МСЭ, то в нем активно участвуют представители 190 государств и почти 500 компаний. В их число 20 июля вошел "Межрегиональный Транзит Телеком" (до сих пор из российских операторов членством в МСЭ-Т обладал только "Ростелеком"). Как сказал корреспонденту «Времени новостей» возглавлявший российскую делегацию заместитель министра информационных технологий и связи РФ Борис Антонюк, "один оператор -- один голос услышан, теперь будет иначе, появляются новые возможности непосредственно участвовать в разработке стандартов и влиять на политику этой международной организации". Членство в МСЭ-Т дает компании немало конкурентных преимуществ, в том числе возможность начинать работы по внедрению технологических новинок задолго до официальной публикации стандарта.

Как выяснилось, российские связисты в большом почете у коллег из МСЭ. Марк Фуррер, кандидат на пост генерального секретаря МСЭ, в ходе пресс-конференции особо отметил впечатляющие темпы развития отрасли связи в России. По его словам, мобильная связь является одним из ключевых факторов преодоления информационного разрыва, и в этой области прогресс России впечатляет. Темпы роста телефонных сетей и числа пользователей Интернета в России -- одни из самых высоких, если не самые высокие в мире. По уровню развития систем мобильной связи наша страна не отстает от Европы.

Без цифровых технологий непереносимо

Где, как не в Женеве, можно в неформальной обстановке поговорить с большим российским чиновником. Корреспондент «Времени новостей» этой возможностью постарался воспользоваться, и заместитель министра Борис Антонюк рассказал немало интересного.

Например, о перспективах реализации объявленного Мининформсвязи плана обеспечить абонентам услугу переносимости телефонного номера. Такую возможность предполагалось реализовать уже в 2007 году, что должно было резко повысить конкуренцию на рынке мобильной связи. Ясно, что сотовые операторы прежде всего озабочены повышением собственных доходов и привлечением новых абонентов, беспокоиться о комфорте и выгоде уже подключенных особо ни к чему: старые абоненты надежно привязаны к оператору своим телефонным номером. Возможность уйти к конкуренту вместе с ним заставила бы операторов серьезно пересмотреть свои методы работы с клиентами.

К сожалению, по словам замминистра, "Россия не готова" к повсеместному вводу переносимости номера: "Если сегодня вводим законом переносимость номера, то каждый из нас сможет прийти на узел связи и попросить номер перенести. На Западе все сети связи цифровые, а у нас пока цифровых сетей только 60%. Это значит, что 40% населения этой услугой воспользоваться не смогут. Чтобы перенести номер на старой АТС, его нужно здесь «распаять» (если говорить на профессиональном сленге), отсюда протянуть провода до другой АТС и там его «запаять». Это можно сделать, но такая работа будет стоить десятки тысяч рублей. Вторая проблема -- переезд в другой город. Хотелось бы взять с собой номер, а нельзя. В пределах одного региона в принципе переносить номер можно, но реализовывать эту услугу нужно тогда, когда это можно будет делать всем. В мобильных сетях это сделать легко, но российский закон технологически нейтрален, так что если мы говорим о появлении какой-то услуги, то она должна вводиться для всех абонентов. "Принципиально наша позиция не изменилась, но мы пришли к выводу, что это делать рано в силу неготовности сети. Мы хотим обеспечить эту функцию для всех граждан страны, а не в отдельно взятом колхозе строить коммунизм», -- говорит Борис Антонюк.

Демилитаризация эфира

Больной для России вопрос -- острая нехватка свободных радиочастот, без которых невозможно внедрять новые технологии (например, цифровое телевидение) и сложно развивать существующие системы связи. В Советском Союзе большая часть частотного диапазона была отдана военным, которые до сих пор владеют этим дефицитным ресурсом и, естественно, не спешат с ним расстаться. Хотя, по мнению замминистра, "то, что у них есть сегодня (что за ними записано), мягко говоря, избыточно".

До сих пор силовые ведомства за пользование частотами не платили, но скоро им придется это делать. Военные будут сами материально заинтересованы в том, чтобы избавиться от частотного балласта. Вице-премьер правительства, министр обороны Сергей Иванов уже заявил о том, что при условии выполнения работ по конверсии радиочастотного спектра Министерство обороны готово начать платить за частоты с 2008 года. По словам Бориса Антонюка, «на сегодняшний день правительством уже утверждена таблица распределения радиочастот, мы занимались этим с военными три года, фактически с момента принятия закона о связи». В этой таблице, которая, по данным «Времени новостей», будет опубликована через три-четыре недели, довольно много полос частот переведено из категории ПР (правительственное использование) в категорию СИ (совместное использование). Сравнительно мало частот переводится из категории СИ в ГИ (гражданское использование), но «определенные подвижки» есть и в этом направлении.

Эти три категории полос частотного спектра существуют во всем мире. Рекомендации Европейского союза состоят в следующем: 12--15% всего диапазона должно использоваться только силовыми структурами, порядка 40--45% применятся в гражданских целях, остальное находится в совместном использовании. Эта рекомендация фактически не исполняется. Например, в Испании у военных сегодня 40% частот, во Франции 35%, в Англии 60%. В России используемая только военными полоса не так уж велика, но они очень много используют частот категории СИ. Конверсия (освобождение лишних) частот -- дело нелегкое и кропотливое. Например, системы посадки самолетов работают в частотном диапазоне цифрового TV, и для освобождения этих частот необходимо переоборудовать все самолеты.

Силовые структуры и ведомства всегда относились к категории привилегированных потребителей, но ресурсы и каналы связи потребляли нерационально. Россию ждет масштабный проект -- соединение собственных внутренних систем связи "спецпотребителей" через современную сеть пакетной коммутации. Которая, разумеется, будет отвечать всем требованиям информационной безопасности.

По словам Бориса Антонюка, «это еще и вопрос оптимизации бюджетных расходов. Спецпотребителей у нас много -- Минобороны, ФСБ, СВР, ФСО, МВД, МЧС. И я не уверен в том, что все нынешние пользователи закрытой связи в такой связи нуждаются. Поэтому сегодня с военными у нас идет процесс согласования по двум пунктам: во-первых, число точек, которым эта связь нужна, и, во-вторых, ширина каналов, по которым эти точки необходимо подключать».

Операторы связи заинтересованы в том, чтобы получить доступ на этот рынок. Установлены критерии информационной безопасности, которым должны отвечать сети передачи данных, принадлежащих спецпотребителям. Строительство сети началось в этом году -- создаются опытные зоны для отработки механизмов, технологий и экономической модели.

Сергей ПОТРЕСОВ, Женева--Москва