Время новостей
     N°129, 24 июля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.07.2006
Чавес везет в Россию миллиард
Венесуэла пересаживается на «Сухих»
Накануне визита президента Венесуэлы Уго Чавеса в Россию министр обороны Сергей Иванов объявил, что наши страны уже заключили контракт о поставке боевых самолетов Су-30. Правда, сам г-н Чавес в прошлую среду, перед отъездом в турне, программа которого включает помимо России Белоруссию и еще несколько стран, сообщил лишь о завершении работы по заключению контрактов на поставку российских многоцелевых самолетов и крупной партии вертолетов. Согласно венесуэльским источникам, контракт парафирован, но официальное подписание документа состоится в ходе визита Чавеса в Москву 25 июля. Как бы то ни было, похоже, несмотря на энергичное сопротивление США, российские оружейники очень близки к качественному прорыву на латиноамериканском рынке, а военный потенциал Венесуэлы в ближайшее время резко возрастет.

"Тридцать самолетов Су-30 и тридцать вертолетов на сумму, превышающую 1 млрд долл.", -- так описал российско-венесуэльский контракт Сергей Иванов, посещая в пятницу Московское машиностроительное производственное предприятие "Салют", где изготовляются двигатели для Су-30.

Источники в Венесуэле говорят о сделке с несколько более скромными параметрами: 24 самолета экспортной модификации Су-30МК2, которую Россия уже поставляла в Китай, Индонезию и Вьетнам. Но в Западном полушарии таких самолетов еще не было ни у кого.

Обладать самыми передовыми на южноамериканском континенте военными самолетами Венесуэле случалось и в прошлом. В 80-е годы только в эту богатую нефтью страну США продали истребитель F-16, который до сих пор считается одним из самых мощных представителей нынешнего, четвертого поколения истребителей. Единственной обладательницей F-16 в регионе Венесуэла оставалась до нынешнего года, когда США поставили такие самолеты (правда более современной модификации) в Чили.

А венесуэльские F-16 тем временем фактически вышли из строя, так как отношения у администрации Чавеса с США не сложились и Вашингтон прекратил все военные контакты с бывшей союзницей, в том числе и поставку авиационных запчастей.

Всего в венесуэльских военно-воздушных силах 24 экземпляра F-16. В прошлом году Уго Чавес впервые заявил, что ищет им замену в России. (Исходя из численности нынешнего флота, логично предположить, что венесуэльские военные хотят именно 24 новых истребителя.)

Одновременно в ноябре 2005 года Чавес объявил, что собирается продать ставшие ненужными американские самолеты на Кубу или в Китай. Правда, это означало бы нарушение условий венесуэльско-американского оружейного контракта 80-х годов, о чем Чавесу незамедлительно напомнил госдепартамент США. Продажа на Кубу не состоялась еще и потому, что самой Кубе, как она официально заявила, F-16 оказались ни к чему. Тем не менее в мае уже этого года возникла новая волна слухов о продаже венесуэльских F-16 -- на этот раз в Иран. Тогдашний министр обороны Венесуэлы Орландо Манилья опроверг эти сообщения.

Но что касается покупки Су-30, эта очень неприятная для США новость, кажется, уже стала свершившимся фактом. Дальность полета Су-30 с полным вооружением составляет от 1500 до 2000 км. Это означает, что со своей базы на севере страны, где находится столица Каракас, венесуэльские летчики смогут без дозаправки достичь любой точки национальной территории, патрулировать всю неспокойную границу с Колумбией, перелететь на Кубу. Они смогут также контролировать большую часть акватории Карибского моря. Су-30МК2 -- это многофункциональный самолет, возможности которого значительно шире, чем у простого истребителя. В комплект его вооружения, в частности, входят противокорабельные ракеты, которыми он может поражать надводные цели с дистанции около 300 км.

Для российских авиастроителей венесуэльский контракт -- это прорыв на новый региональный рынок, куда ни СССР, ни Россия раньше не продавали тяжелых истребителей. В начале 2000-х годов Су-30 участвовал в тендере, объявленном правительством Бразилии, но по финансовым соображениям бразильцы выбрали менее современные французские самолеты.

Михаил КУКУШКИН
//  читайте тему  //  Военная доктрина