Время новостей
     N°128, 21 июля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.07.2006
Завод на краю трубы
ЛУКОЙЛ присматривается к площадке в Приморске для строительства НПЗ
ЛУКОЙЛ еще не успел довести до конца расширение экспортного нефтепродуктового терминала в Высоцке (в этом году должен перевалить там около 11 млн тонн нефтепродуктов, а в дальнейшем -- 14--15 млн тонн), а уже думает о следующем шаге. Вчера глава Ленинградской области Валерий Сердюков объявил о планах крупнейшей нефтяной компании России построить НПЗ в районе Приморска, через который в этом году на экспорт уйдет 65 млн тонн нефти, поступающей по Балтийской трубопроводной системе (БТС). «Есть возврат к теме нефтеперерабатывающего завода в «конце трубы» -- возможно, что ЛУКОЙЛом такая работа будет сделана», -- сообщил губернатор. По словам главы области, никаких деклараций и меморандумов на эту тему пока не подписывалось: нефтяной гигант просто обратился к областным чиновникам с вопросом о том, возможно ли строительство завода в районе Приморска. «Мы ответили, что такая возможность существует, но все пока находится на уровне устных поручений», -- сказал г-н Сердюков. Из слов губернатора следует, что чиновники готовы объявить этому проекту зеленую улицу. В пресс-службе ЛУКОЙЛа не подтвердили и не опровергли намерение компании начать переработку нефти в районе Приморска, указав, что компания действительно планирует построить один НПЗ в России и сейчас выбирает площадку.

ЛУКОЙЛу, как и любой другой российской нефтяной компании, выгоднее отправлять на мировой рынок не сырье, а более дорогие продукты переработки. Власти Ленинградской области идут навстречу теперь уже компании Вагита Алекперова и обещают выделить ей земельный участок и оказать всяческое содействие. Примечательно, что «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и правительство Ленинградской области несколько лет назад договорились, что в районе Приморска будет построен НПЗ, который будет перерабатывать 10 млн тонн нефти и экспортировать продукты с построенного здесь же терминала. После этого областные чиновники говорили, что «Роснефть» никак не проявляла себя в этом проекте. Глава компании Сергей Богданчиков, говоря о проектах в области нефтепереработки на пресс-конференции в минувшее воскресение в Петербурге, ни словом не упомянул Приморск. Зато глава «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов несколько раз говорил, что компания не отказывается от проекта переработки нефти в Приморске и может рассмотреть возможность строительства НПЗ мощностью от 7 до 12 млн тонн в год.

«Проект строительства НПЗ в Приморске обсуждается достаточно давно, -- вспоминает один из высокопоставленных сотрудников ЛУКОЙЛа. -- Но никто пока так и не решил, сколько нефти здесь можно перерабатывать, какие продукты выдавать и как организовать технологическую цепочку «НПЗ--танкер». Но необходимость в строительстве такого завода есть, так как экспортировать нефтепродукты намного выгоднее, чем сырую нефть. А особенно выгодно делать продукты в порту, потому что здесь нет проблемы доставки продуктов -- сокращаются транспортные расходы».

ЛУКОЙЛ в 90-е годы хотел построить НПЗ в Мурманской области в районе Североморска, чтобы перерабатывать там нефть, добываемую на «Тимано-Печоре». Но у него не сложились отношения с местными гражданскими и военными властями. В результате проект Мурманского НПЗ положен под сукно. А недавно ЛУКОЙЛу в лице «Нарьянмарнефтегаза» мурманские власти отказали в перевалке нефти в Кольском заливе через танкер-накопитель. Перевалочный пункт нужен потому, что тимано-печорскую нефть с терминала «Варандей» можно доставлять только небольшими танкерами -- судно дедвейтом более 70 тыс. тонн не может швартоваться у «Варандея». Но мурманское власти порекомендовали концерну договориться о перевалке нефти с девелоперской корпорацией «Синтез», которая уже получила разрешение на строительство терминала в Кольском заливе.

После того как ЛУКОЙЛу не удалось закрепиться в Мурманской области, которую предполагалось сделать опорной базой для перевалки и переработки тимано-печорской нефти, нефтяная компания смотрит как на возможность строительства перевалочного терминала в Норвегии, так и на НПЗ в Приморске, через который концерн экспортирует часть своей нефти. Из Приморска, в котором весной был открыт второй причал, технически возможно отправлять танкеры с нефтепродуктами, говорит один из бывших топ-менеджеров приморского порта. Если рядом с Приморском будет построен НПЗ, то почти наверняка он будет соединен с причалом терминала специальным трубопроводом. Но несмотря на это, в Приморске уже строится железнодорожная эстакада, которая в недалеком будущем позволит разгружать цистерны с нефтепродуктами.

Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург, Николай ГОРЕЛОВ