Время новостей
     N°125, 18 июля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.07.2006
Митволь лезет в трубу
«Росприроднадзор» ищет источник нефтяного загрязнения Каспия
Не успевший еще выйти на проектные мощности трубопровод Баку--Тбилиси--Джейхан уже попал под пристальные взгляды российских экологов -- как государственных, так и независимых. Вчера Федеральная служба по надзору в сфере природопользования устами замглавы этого ведомства Олега Митволя пообещала ужесточить контроль за компаниями -- транспортировщиками углеводородного сырья через Каспийское море и владельцами транзитной нефти. Соответствующие рекомендации представители территориальных органов «Росприроднадзора» получат 20 июля на слете в столице Калмыкии Элисте. По словам г-на Митволя, озабоченность природоохранного ведомства вызвана тем, что у берегов Дагестана уже замечена нефтяная пленка, «источники появления которой предстоит выяснить».

Примечательно, что «Росприроднадзор» в этот раз действует «в унисон» с независимыми экологами, отметившими акциями протеста 13 июля открытие трубопровода, который уже прозвали началом конца транзитной монополии России в прикаспийском регионе. Международный социально-экологический союз (МСоЭС) и общественный фонд «Гражданин» провели тогда митинг у здания американского посольства, выразив тем самым свое негодование в адрес нефтяных компаний США, транспортирующих нефть через Каспий. Экологи, обеспокоенные ростом транзита нефти по Каспийскому морю, направили письмо и в Министерство природных ресурсов. «Ждать ответа от российских чиновников на этот раз пришлось всего три дня», -- радостно заявил вчера руководитель МСоЭС Святослав Забелин, оговорившись при этом, что ему лично все равно, под каким флагом суда перевозят нефть на Каспии.

В том же духе выразился и Олег Митволь, подчеркнув, что главное -- это техническое состояние танкеров. По его словам, жизнеспособность нового трубопровода может поддерживать только нефть из Казахстана, принадлежащая американским компаниям -- в частности «Шеврон» и «Эксон». «Для перевалки углеводородного сырья морем транспортные компании прикаспийских государств зачастую используют устаревшие однокорпусные танкеры, без системы управления движением и не подготовленные к аварийным ситуациям, -- заявил замглавы «Росприроднадзора». -- И в связи с этим было принято решение усилить мониторинг действующих на территории Каспийского моря нефтедобывающих и транспортных компаний». Российских компаний, по утверждению г-на Митволя, эти меры пока не коснутся. В частности, компания ЛУКОЙЛ, открывшая крупное месторождение на Северном Каспии, к его освоению приступит предположительно лишь в 2008 году.

Запретить компаниям соседних по Каспию государств использовать не устраивающие российских чиновников суда, как признал замруководителя «Росприроднадзора», возможно лишь солидарным решением пяти прикаспийских стран. «Поэтому следующим шагом Министерства природных ресурсов станет обращение в МИД», -- обозначил план действий Олег Митволь.

Юлия ХОМЧЕНКО