Время новостей
     N°119, 10 июля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.07.2006
Живем там -- мыслим здесь
Открылся «Славянский базар в Витебске»
Пятнадцатый по счету «Базар» стартовал беспроигрышно: еще до официального открытия в городском амфитеатре, на главной фестивальной площадке, прошел сольный концерт Аллы Пугачевой. А следом, той же ночью, сольный же концерт Валерия Меладзе.

Алла Борисовна представила программу, с которой уже далеко не первый раз навещает провинцию: в основном песни двух-трехлетней давности, три композиции авторства Любаши, ну и все-таки две совершенно новые песни. Во время исполнения новых песен АБП пошла в народ, где была одарена пышными букетами цветов.

Из более или менее хитовых вещей прозвучал не поддающийся обсуждению пугачевский кавер на стихотворение Пастернака «Зимняя ночь» («Свеча горела на столе...») -- во время исполнения сей одиозной баллады примадонна натурально сидела за столиком с горящей свечой. Эффектно звучал «Речной трамвайчик» и совершенно неожиданно -- старая песня «Этот мир придуман не нами».

Качество звука и его «живость» обсуждать не будем (ибо крепко всеми усвоено, что «фанера» без треска уже хорошо), как и качество шоу (музыканты в черном, шестеро бэк-вокалистов в черном, АБП в черном и полконцерта в белом). Лучше вспомнить, что Пугачева с 1998 года не давала в Москве сольных концертов, но в конце года сулит выступить. Так что теперь мы можем примерно представлять, что ждет столицу. Витебский зал реагировал местами весьма бурно, но в общем больше с уважением. Но Пугачева, надо сказать, держалась молодцом и отлично выглядела, учитывая, что недавно она перенесла операцию на сердце, после которой довольно быстро вернулась к концертной деятельности.

Концерт АБП помимо прочего символ того, что имидж фестиваля последовательно продвигается к узаконенному китчу. В этом году в Витебск приехал Никас Сафронов с выставкой в краеведческом музее и богатыми творческими планами. «Начну портрет замечательного, на мой взгляд, президента», -- поведал художник, вознамерившийся запечатлеть Александра Григорьевича Лукашенко. А вскоре на фестивале появится еще и Зураб Константинович Церетели

К счастью, помимо корифеев современного изобразительного искусства ожидается традиционно большая и традиционно разнообразная программа, включающая кинопоказы («Побег» Егора Кончаловского, например), театральные проекты, классическую и джазовую музыку (квартет Игоря Бутмана) и даже какой-то китайский цирк. Что-то из этого москвичам покажется слишком привычным, устаревшим и неэксклюзивным -- пусть так. Но дело в том, что приезжающие на фестиваль (который есть по определению и выставка, и ярмарка) жители ближнего зарубежья имеют о современной российской культуре впечатление столь же общее, неконкретное и неэксклюзивное. Здесь у них есть шанс получить если не стопроцентно объективную, то как минимум четкую картину.

Журналисты жалуются на засилье попсы и требуют «чего-то большего». Для кого требуют, непонятно, явно не для себя. Хорошая мина при плохой игре -- это нормально, а у организаторов помимо неоспоримого аргумента («Попса позволяет нам зарабатывать деньги для высокого искусства», -- громко сказал директор фестиваля Родион Басс) появился еще один: «Журналисты сами игнорируют концерты академических музыкантов и джазменов, театральные постановки и детские конкурсы». Это справедливо: аккредитованная желтая par exellence пресса освещает, кто с кем спал (даже если ночи у всех были, очевидно, бессонные); телевидение демонстрирует небольшую нарезку событий и вечернюю «фанеру» под названием «гала-концерт» или «концерт мастеров искусств республики такой-то»... Посему о том, какая в Витебске происходит веселая, практически карнавальная жизнь, вы не узнаете никогда. Но это в России -- в других странах дело обстоит получше. Один радиожурналист из Израиля сказал, что, когда израильские СМИ рассказывают о фестивале русскоязычной аудитории по всему миру, у наших бывших соотечественников в западных странах белорусская и российская современность и история вызывают большой интерес. И даже в тех семьях, где русским языком или белорусской мовой владеют только бабушка-дедушка. «Потому что до сих пор люди живут там, а мыслят здесь», -- подытожил израильский коллега.

Александр БЕЛЯЕВ, Витебск
//  читайте тему  //  Музыка