Время новостей
     N°115, 04 июля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.07.2006
Закон одного цента
Конгрессу США предложили отказаться от мелочи
Американский цент в будущем рискует остаться лишь в коллекциях нумизматов. Одноцентовые монетки, в обиходе называемые «пенни», оказывается, уже не окупают свою стоимость, пишет агентство AP. Монетный двор США, чеканящий металлические деньги, заявлял недавно, что на выпуск каждого пенни уже сейчас тратится 1,2 цента. К такому печальному результату привело подорожание металла, который применяется в монетных сплавах. Теперь существование одноцентовиков стало экономически необоснованным.

Хождение денег, которые, перефразируя слова героя О. Генри, не стоят того металла, из которого сделаны, по-видимому, огорчает многих американцев. Оказывается, в США существует даже маленькая организация, поставившая себе целью уничтожение цента, -- ее название с некоторой долей иронии можно перевести как «Граждане за выход пенни на пенсию» (Citizens for Retiring the Penny). AP цитирует главу этой общественной организации Джеффа Гора, который заявил, что чеканка столь дорогих мелких монет -- это «немного смешно». Еще один активный противник центов -- конгрессмен-республиканец Джим Колб из штата Аризона -- пытается даже официально запретить выпуск пенни. Пять лет назад он вносил в конгресс проект закона о прекращении выпуска одноцентовиков, но тогда металл был дешев, а доллар -- дорог, и эту идею успешно прокатили. Но мистер Колб не сдался и уже в этом году реанимировал свою законотворческую инициативу.

Кстати, по данным монетного двора США, только за пять первых месяцев этого года в Денвере и Филадельфии было отчеканено чуть более 4 млрд одноцентовых монеток, в 2005 году выпуск американских «грошей» составил более 7 млрд 700 млн штук. Судя по темпам производства, пенни сейчас является самой распространенной монетой в США: 25-центовых «квотеров» в прошлом году начеканили чуть более 3 млрд, 10-центовых «даймов» -- 2 млрд 835 млн, а 50-центовых монет -- всего 7 млн 300 тыс. штук.

Большое количество выпускаемых пенни, возможно, объясняется тем, что полноценного хождения эти гроши уже не имеют. AP приводит данные опросов трехлетней давности, когда 58% американцев заявили социологам «Гэллап», что они не тратят полученные на сдачу одноцентовики, а перекладывают их в копилки или банки для мелочи. Потом эти накопления долго лежат без движения: кое-кто время от времени удосуживается сдавать этот металл в банк, а 2% опрошенных просто выкидывает эти дешевые кругляши. А монетный двор продолжает дочеканивать все новые и новые тиражи пенни, которые немедленно перекочевывают из финансовых банков в банки консервные.

Мечта избавиться от ненужной и дешевой мелочи время от времени посещает законодателей самых разных стран. Например, финны так и не увидели самых мелких евроцентов: как только единая евровалюта стала наличной, Хельсинки объявил, что не собирается тратить деньги на чеканку монет в 1 и 2 цента. Все цены в финских магазинах сразу стали кратными 5 евроцентам. В позапрошлом году аналогичное решение приняли и Бельгия с Нидерландами, где финансовые власти тоже решили избавиться от мелочи. Монетки в 10 эре, знакомые всем по книжкам о Малыше и Карлсоне, давно остались в прошлом. Ни Швеция, ни Норвегия такую мелочь уже не чеканят -- невыгодно и неудобно. А о том, что у японской иены когда-то были свои «копейки» под названием сены, помнят только историки и нумизматы. Задолго до введения евро инфляция съела и итальянские чентезимо, и греческие лепты, много лет назад обесценились турецкие лиры (до прошлогодней деноминации на самых мелких монетах здесь гордо чеканилась надпись: «50 тысяч лир»).

Впрочем, и наша страна по части ненужной мелочи не отстает от мировых тенденций. Современные копейки практически вышли из обихода: ни в магазине, ни на рынке они никому не нужны. Использовать их продолжают разве что в некоторых аптеках и отделениях Сбербанка при оплате коммунальных платежей. Полученная там на сдачу мелочь скапливается в кошельках, потом выгребается оттуда и лежит тяжким грузом в детских копилках. Чуть лучше ситуация с нынешними пятикопеечными монетками: иногда их можно парочками сдавать вместо гривенников. Одинокий пятак в российском кошельке практически обречен: его можно либо выкинуть, либо сплавить при случае в сберкассу. Лишь десятикопеечные кругляши и прочая «желтая мелочь» сохраняют реальную стоимость, но и они понемногу теряют популярность.

Но отечественный Центробанк пока вроде бы не планирует отказываться от мелких монет, хотя чеканка и распространение «белой мелочи» по всем регионам огромной страны наверняка влетает ему в копеечку. Однако тут важную роль играет психологический эффект: отказ от практически обесценившейся мелочи означает косвенное признание растущей инфляции. Это вызывает в памяти времена 90-х годов, когда страна почти мгновенно перешла от копеек, пятаков и пятиалтынных к металлическим монеткам рублевого достоинства. Сохранение пусть и бесполезной, но присутствующей в кошельках мелочи несколько успокаивает нас: раз есть копейки, значит, рубли все еще чего-то стоят. Кстати, американцы, которые свой пенни за деньги не считают и в копилки выкладывают, тоже не склонны отказываться от своей мелочи: как утверждает AP, две трети опрошенных жителей США все же хотят оставить в обращении свои одноцентовые монетки.

Владимир ДЗАГУТО