Время новостей
     N°115, 04 июля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.07.2006
Железнодорожника призвали в небо
Сменилось руководство европейского авиапрома
Новый исполнительный директор появился вчера у европейской авиакосмической компании EADS. Им стал 62-летний г-н Галуа, который до сих пор работал президентом национальной железнодорожной компании Франции SNCF. В аэрокосмической отрасли он тоже человек не чужой. С 1992 по 1996 годы он возглавлял компанию Aerospatiale, которая впоследствии стала одной из составных частей EADS. С 2000 года и по настоящее время г-н Галуа входил в совет директоров EADS.

Галуа сменил Ноэля Форжара, подавшего в отставку в минувшее воскресенье на волне скандала вокруг EADS и принадлежащего ей на 80% авиастроительного концерна Airbus. Согласно уставу, EADS имеет двух равноправных исполнительных директоров: по одному от Германии и от Франции. В разгар скандала вокруг Форжара раздавались призывы ликвидировать эту «двухголовость» и установить в компании принцип единоначалия. Но, по крайней мере, пока руководство EADS и стоящие за ним национальные европейские правительства решили структуру принципиально не менять. Исполнительный директор EADS от Германии Том Эндерс сохранил свой пост.

Вчера Том Эндерс и Луи Галуа опубликовали совместное заявление, пообещав восстановить доверие клиентов, инвесторов и самих сотрудников EADS к руководству. «Главным приоритетом для нас является Airbus, - заявили они. - Необходимо стабилизировать работу по проекту A380, задействуя все имеющиеся ресурсы, возможности и резервы. Решение этих задач поручено Кристиану Стреффу, новому руководителю Airbus, при нашем полном содействии и поддержке». Г-н Стрефф до сих пор работал заместителем исполнительного директора французской многопрофильной группы компаний Saint-Gobain.

Предшественники Галуа и Стреффа были уволены в связи с просчетами в проектировании перспективных коммерческих самолетов концерна Airbus: A380 и A350. Вместе с Форжаром в отставку отправился президент Airbus Густав Хумберт.

В вину г-ну Хумберту ставят отставание в проектировании A380 и A350, которое угрожает срывом сроков поставок с вытекающими их этого финансовыми потерями. Затруднения конструкторов уже привели к падению котировок акций Airbus и EADS на европейских биржах. Хумберт в прошении об отставке написал, что «как президент Airbus, должен взять на себя ответственность» за отставание проекта А380.

Г-н Форжар возглавлял Airbus до июня 2005 года, следовательно, он несет существенную долю ответственности за проявившиеся сейчас проблемы. Однако обвиняют его в основном не в этом, а в том, что весной этого года, за месяц до объявления об отставании проекта А380, г-н Форжар продал принадлежащие лично ему и членам его семьи акции EADS. Критики считают, что исполнительный директор злоупотребил инсайдерской информацией. Ноэль Форжар до сих пор утверждает, что имело место простое совпадение.

Несмотря на то, что в сложившихся обстоятельствах обе отставки совсем не выглядят почетными или добровольными, совет директоров EADS официально поблагодарил обоих бывших руководителей за их «многолетний позитивный вклад в развитие компании, и особенно бизнеса Airbus».

Резкие перемены в руководстве EADS и Airbus совпали по времени с акционерной структуры Airbus. Ранее в этом году британская компания BAE Systems (которой принадлежат 20% акций Airbus) заявила, что рассматривает возможность выйти из состава акционеров концерна. EADS высказала готовность выкупить этот пакет, чтобы остаться единственным владельцем Airbus. В воскресенье инвестиционный банк Rothschild, которому стороны доверили оценку пакета, обнародовал свое заключение: EADS должен заплатить BAE Systems за ее акции Airbus 2,75 млрд евро. Хотя бы в этом падение стоимости акций Airbus сыграло на руку его основному акционеру. В апреле, когда BAE Systems впервые заговорила о выходе из концерна, аналитики оценивали сумму сделки от 3,5 до 6,5 млрд евро.

Михаил КУКУШКИН