Время новостей
     N°115, 04 июля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.07.2006
У РУСАЛа все растет на 22%
РУСАЛ, крупнейшая в России и третья в мире по объемам производства первичного алюминия компания, объявила некоторые показатели своей финансовой деятельности за прошлый год. Выручка компании составила 6,65 млрд долл. (на 22,33% больше, чем годом ранее), собственный капитал компании, как говорится в сообщении, на конец 2005 года также вырос на 22% и составил 3,482 млрд долл. Показателей по чистой прибыли компания, будучи частной и не имея обязательств перед инвесторами, не раскрывает.

В целом даже немногие публикуемые РУСАЛом показатели впечатляют: выручка ежегодно растет на 20--25% в год. При том, что производство пока растет не слишком стремительно (на 1--2% в год), у компании амбициозные планы: к 2013 году за счет строительства и приобретения новых мощностей РУСАЛ планирует увеличить производство почти вдвое, до 5 млн т алюминия ежегодно.

Уже и сейчас РУСАЛ входит в тройку мировых лидеров по объемам производства первичного алюминия. По итогам прошлого года произвела 2,71 млн тонн первичного алюминия, а американская Alcoa и канадская Alcan -- соответственно 3,54 млн тонн и 3,48 млн тонн. Норвежская Hydro Aluminium, стоящая в списке мировых алюминиевых лидеров вслед за РУСАЛом, выпустила 1,8 млн т первичного алюминия. Впрочем, если РУСАЛ осуществит свои амбициозные намерения по наращиванию производства, не исключено, что он выбьется в мировые лидеры алюминиевого рынка.

Вместе с тем, выпуская более технологичную продукцию высоких переделов, основные конкуренты РУСАЛа заметно опережают российскую компанию по выручке. Так, у Alcan выручка по итогам прошлого года составила 20,329 млрд долл. Alcoa получила от реализации своей продукции 26,159 млрд долл. Норвежская компания -- порядка 13 млрд долл. Это связано прежде всего с тем, что конкуренты выпускают продукцию с более высокой добавленной стоимостью. Главным образом это сплавы для автомобильной, авиакосмической промышленности и упаковочные материалы. Например, у Alcoa порядка 10% реализации приходится на продукцию для автопрома, столько же -- для авиастроения, 24% на упаковку. Только четверть доходов этой компании приходится на продажу первичного алюминия.

По словам представителя РУСАЛа Веры Курочкиной, основной задачей компании при наращивании производства является увеличение доли сплавов. «Наша основная цель, чтобы в перспективе в общем объеме производства не менее 50% приходилось на сплавы», -- говорит она. Пока же у РУСАЛа основной объем производства и продаж занимает первичный алюминий. Однако задача перехода на выпуск продукции с более высокой добавленной стоимостью уже и реализуется. По итогам прошлого года треть от общего объема продаж приходилась на сплавы, которые на 20% и более дороже первичного алюминия.

Вчера же финансовые показатели своих подразделений раскрыл и «частный инвестфонд», в структуру которого входит РУСАЛ, -- компания «Базовый элемент», управляющая активами Олега Дерипаски. Как говорится в сообщении компании, увеличение прозрачности ее деятельности связано с внедрением высоких стандартов корпоративного; «публичное раскрытие информации о компаниях, входящих в «Базэл», основано на принципах, согласованных с Европейским банком реконструкции и развития и Международной финансовой корпорацией, которые выступают кредиторами проектов, в которых участвуют предприятия «Базэла». Правда, появившаяся на сайте «Базэла» информация не является консолидированной, это лишь данные по отдельным компаниям, входящим в его структуру. Многие из них (в частности, РУСАЛ, группа «ГАЗ») регулярно публикуют информацию о своей деятельности.

Анна ЛАНДЕР