Время новостей
     N°113, 30 июня 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.06.2006
Последний круг по Индианаполису
Будущее американского Гран-при сегодня выглядит туманно
Каждый знает, сколько сил и времени требуется для того, чтобы привлечь внимание людей к своему делу -- будь то продажа мороженого на углу не самой оживленной улицы, издание газеты или организация гонки. Но какой-то мелочи хватит, чтобы налаженному бизнесу пришел конец. Об этой простой истине, известной любому начинающему предпринимателю, Берни Экклстоун, прожженный делец от «Ф-1», похоже, забыл. Организовав в 2000 году Гран-при США на легендарном автодроме «Индианаполис Мотор Спидвей» (ИМС), Берни смело вступил на зыбкую почву одной из самых закрытых торговых площадок мира. Тогда никто не ожидал быстрого успеха. Он и не наступил. За шесть лет интерес к европейским гастролерам у местной публики так и не проснулся. И прошлогодний гран-скандал в Индианаполисе не добавил гонке популярности.

Понятно, что такое положение вещей не устраивает Экклстоуна. Этот человек давно стал владельцем не только коммерческих, но и любых других прав на «Формулу», и прежде всего правом выбирать ее дальнейшие пути развития. И похоже, что с Индианаполисом пути Берни расходятся. Не зря в последнее время он почти все свои выступления, подобно древнеримскому оратору Катону, требовавшему разрушить Карфаген, завершает фразой: «Формула-1» не нуждается в Америке». Но не стоит забывать, что именно сейчас в решающую стадию вступили переговоры о продлении контракта с владельцами автодрома. Поэтому такие заявления -- это способ сделать партнеров по переговорам более сговорчивыми.

О том, что мнение хозяина «Формулы» далеко не всегда совпадает с мнением владельцев команд, которые, собственно, и составляют основной ее капитал, известно давно. Порой противоречия между ними заходят довольно далеко. Вот и на будущее Гран-при США у «подопечных» Экклстоуна, как всегда, взгляды не совпали с «хозяйскими». Команды, в большинстве своем представляющие интересы крупных автопроизводителей, не хотят уходить с перспективного рынка. Пусть сейчас экономический эффект не столь значителен, но при правильной организации дела отдача от прямой и косвенной рекламы с лихвой окупит все затраты. Для «Мерседеса», «БМВ», «Хонды», «Рено», «Тойоты» это не последний аргумент в борьбе за сохранения американского этапа. Норберт Хауг, глава спортивного отделения «Мерседес», заявил, что в США можно проводить и две гонки, тем более что подобный опыт имеется.

Но нуждается ли Америка в «Формуле-1»? Шесть лет, что прошли после возвращения «Большого цирка» в Штаты, не сделали Михаэля Шумахера со товарищи более узнаваемыми среди американцев. Для них ближе звезды местного разлива -- Джефф Гордон, Дэйл Энхардт, короли овалов серии НАСКАР. Об уровне интереса к предстоящей гонке говорит тот факт, что в спортивной рубрике газеты «Инди Стар», выходящей в Индианаполисе, можно найти информацию даже о проходящем в Германии чемпионате мира по футболу, но только не о «Формуле-1». И все-таки 75 тыс. поклонников европейских гонок на трибунах «Старой кирпичницы» собиралось даже в самые «неурожайные» сезоны, когда победы Красного Барона даже в Европе наводили скуку на болельщиков. Конечно, эти цифры не идут ни в какое сравнение с аудиторией, собирающейся на «самое величайшее зрелище в мире», как именуют американцы гонку «500 миль Индианаполиса». В былые годы на автодроме умещалось до полумиллиона человек. Правда, в последнее время ажиотаж вокруг «Инди 500» заметно поубавился. Что и подтолкнуло владельца ИМС Тони Джорджа к союзу с «Формулой-1».

Однако неумеренные аппетиты Берни Экклстоуна американцу надоели. Он требует значительного уменьшения промоутерского взноса (около 18 млн долл.), который вносится в казну ФИА, а фактически в карман Экклстоуна. Если Берни не пойдет на уступки, Джордж с легким сердцем расстанется с Большими призами, так и не принесшим ему больших денег.

Дмитрий СИТНИК